Память человека в психологии
Человеческая память всегда была объектом пристального внимания ученых. Изначально это понятие было философским. Позже его стали относить к психологии. Сегодня механизмы запоминания изучают такие науки, как физиология, биология, математика. Исследования ученых порождают различные теории и гипотезы.
Благодаря разным видам памяти, человек узнает лица родных и знакомых, учится и работает, занимается спортом, водит автомобиль. Без способности запоминать и сохранять нужную информацию любая деятельность была бы невозможна, даже для удовлетворения базовых потребностей. Невозможно переоценить роль памяти в жизни человека.
Важнейшее ее свойство – объем, показывает возможности, которые имеют большие индивидуальные различия. Степень развития памяти зависит от ряда внешних и внутренних факторов:
- генетические особенности;
- состояние психического и физического здоровья;
- образ и особенности жизни;
- воспитание и образование.
В психологии известно много разновидностей памяти, каждая из которых имеет большое значение для развития человеческих способностей.
Характеристики и свойства
Оперативная память, в отличие от долговременной, не связана с воспоминаниям, срок хранения которых у последней, варьируется от нескольких секунд до многих лет. Напротив, речь идет о том, чтобы удерживать поступающие знания в уме, необходимые человеку для учёбы, принятия конкретных решений в настоящем времени.
Рабочая память – это умственная способность, которая имеет небольшой объем. Она может хранить только несколько элементов одновременно.
Оперативная память – это конструкция, связанная с когнитивной психологией, которая относится к структурам и процессам, используемым для временного хранения информации.
Таким образом, рабочая память не является определенной областью мозга и это не просто хранилище. Скорее, это понятие определяет тип памяти, который есть у людей. С её помощью человек генерирует новые мысли, изменяет их, комбинирует, применяет к ним различные правила и стратегии, помогающие ориентироваться в жизни.
Благодаря включению всех этих функций рабочая память поддерживает мышление, планирование, обучение и принятие решений.
Функции и роль
Одна из функций рабочей памяти — отслеживать ввод. Эта система оценивает поступающую информацию и удерживает внимание. Факты хранятся и оцениваются, а затем принимается решение об удалении или сохранении информации для использования в будущем.
Оперативная память позволяет работать быстрее, сохраняя необходимую информацию, которую вскоре нужно будет использовать повторно. Одна из основных функций — предотвращение кодирования бесполезной информации в долговременную память.
Этот вид памяти помогает выполнять повседневные задачи, такие как вождение автомобиля, написание сочинений, подготовка к экзамену. Это ключевой аспект интеллекта, от которого зависит обучение.
Виды памяти в психологии
При запоминании информации, применяются разные типы памяти и являются сложным процессом, подразделенным на этапы. Основные виды памяти:
Мгновенная
Она связана с удержанием полной и точной картины только что воспринятой информации. Этот вид памяти характеризует не переработка полученной информации (этим она не занимается), а непосредственное отражение информации органами чувств. Это скорее образ, который мы получаем от столкновения с каким-либо событием. Длительность мгновенной памяти — от 0,1 до 0,5 секунды.
Кратковременная
Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.
Оперативная
Это вид памяти, при котором человек дает себе установку хранить информацию в течение определенного промежутка времени — от нескольких секунд до нескольких дней. Обычно это происходит, когда человеку нужно работать над каким-то проектом, книгой или курсовой: то есть ставится определенная задача, которую нужно решить. Как при выключении компьютера, так и в случае с человеком, оперативная память может стираться после того, как задача была решена. Однако может перемещаться и в долговременную память.
Когда вы решаете логическую задачу и нужно держать в уме несколько условий, то используете именно оперативную память.
Долговременная
Имеет под собой значение жесткого диска, установленного в человеческом мозгу. Объем данного вида памяти огромный, предназначенный для бессрочного хранения данных.
К запоминанию большого количества данных расположен каждый человек, главное правильно организовать процесс запоминания. Чтобы заложить в долговременную память информацию, она должна быть осмысленной и включенной в деятельность человека. Чем больше знаний у человека имеется, тем проще будет запоминаться поступающая информация, так как уже будут иметься смысловые связи, упрощенные для обработки мозгом.
Проблемы с запоминанием большого количества информации имеет связь с определенными причинами. Долговременная разделяется на 2 вида – верхний и нижний. В верхнем хранится информация часто использующаяся, не требующая колоссальных усилий. К нижним относятся сведения редко использующиеся. Чем реже требуются данные сведения, тем в более глубоких местах памяти они хранятся. Одни сведения могут воспроизводиться под воздействием ассоциаций. Для особо глубоких требуется прибегать к гипнозу.
Классификация видов памяти в психологии имеет выделение по содержанию и бывают следующими:
Генетическая
Эта память хранится в генотипе и передается по наследству. Мы на нее не можем повлиять, потому что она находится за пределами зоны нашего влияния — в генах.
Образная
Эта память отвечает за запоминания картин, запахов, вкуса и звуков. Нетрудно догадаться, какие именно органы чувств развиты у художников, сомелье, поваров и музыкантов. Тем не менее, образную память достаточно легко развить, потому что у нас под рукой всегда найдутся инструменты для тренировки.
Словесно-логическая
Данная память носит название исключительно человеческая. Но и некоторые животные также могут запоминать слова, и объем на слова довольно-таки большой. Отличие в том, что животные понимают не смысл слов, а воспринимают как звуки с определенным сенсорным образом. Человек в свою очередь запоминает слова в абстрактно-смысловом.
Примером может послужить фраза «еда», где кошка свяжет звук исключительно с образом пищи, с проявлением рефлексов, как выделение слюны. В свою очередь у человека подобного рефлекса от одной фразы не произойдет, но будет воспринято со смысловой связью.
Данный вид лучше работает, если необходимо запомнить не конкретное слово, а полноценные предложения, выстроенные в текст. Виды памяти и их особенности индивидуальны.
Существует отдельное разделение по видам, где виды памяти человека разделяются на произвольную и непроизвольную:
Эйдетическая память
Существует один феноменальный тип запоминания – эйдетизм. В этом случае объект будто фотографируется, очень ярко, во всех подробностях и деталях. Такими способностями обладают не все люди. Но эйдетизм можно развивать.
Известно, что в школе разведчиков курсантов учили фотографическому запоминанию. Это было необходимо, для такого случая, когда под рукой не было фотоаппарата. Всем известен пример такой работы разведчика, изображенный в кадрах фильма «Щит и Меч».
Социальная память
Помогает человеку правильно ориентироваться в обществе. Важно помнить, кто твои родственники, родители, дети, кто друзья, а кто недоброжелатели. Отправляясь на работу, важно помнить о том, кто твой начальник, наставник, а кто подчиненный. Ведь необходимо выполнять указания начальства, прислушиваться к советам наставника и давать задания подчиненным, контролировать их выполнение.
В социальные воспоминания входит устройство государства, сведения о международной обстановке на данный момент, история человечества, страны в которой живешь, и многое другое, что позволяет человеку адекватно вести себя в обществе.
Звуковая (аудиальная) память
Гуляя по лесу, мы слышим голоса щебечущих птиц, кваканье лягушек из маленького болотца. Когда мы вспоминаем лесные прогулки, то будто бы слышим шелест листьев и пение птиц.
В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.
Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.
Вкусовая память
Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.
Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.
Конечно, у некоторых людей вкусовые ощущения иногда ухудшаются, во время простуды, но память о вкусных блюдах остается.
Обонятельная память
Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.
Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.
Эпизодическая память
Способна выделять особенно важные события из жизни. Час, когда вся семья встречает мать и новорожденного малыша у выхода из роддома, остается в сознании навсегда. Хотя в последствии можно не вспомнить, на каком автобусе ехали до роддома.
Первый поцелуй запомнится влюбленным. Хотя моменты до него и после могут быть стерты.
Пространственная память
Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.
Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.
Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.
Двигательная
Эта память играет ключевую роль для спортсменов и людей, которые по долгу профессии должны запоминать определенную последовательность движений. Например, актеры не только учатся вживаться в роль, чтобы смотреться на сцене правдиво, но и записываются на танцы — чем более развита двигательная память, тем проще импровизировать и выполнять нестандартные движения.
Эмоциональная
Эта память связана с переживаниями, как позитивными, так и негативными. При ее помощи формируются как фобии, так и уровень счастья. Чем выше эмоциональный накал, тем лучше человек запомнит пережитый опыт. Эту память часто используют для заучивания иностранных слов, пытаясь эмоционально «прикрепить» свои переживания к изучаемому слову.
Сенсорная
Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.
Моторная
Основывается на выработке письменного навыка, обучении на музыкальном инструменте, достижении спортивных достижений. Очень много действий совершаются неосознанно, благодаря памяти, освобождая мозг от обработки повторяющих действий, придавая обработке более важной информации. Ходьба также является следствием моторно-двигательной памяти.
Произвольная память
Это запоминание с усилием воли. Иногда так делают, если для сдачи экзамена или выполнения важной работы надо знать точно какой-то фактор. К примеру, нельзя спутать ядовитый гриб со съедобным, опасную ягоду с полезной, когда вы собираете урожай в незнакомом лесу.
Важно помнить хотя бы основные признаки, потому что грибы одного сорта в разной местности выглядят по-разному. Но, если человек запомнит, что на срезе ядовитые грибы ярко-синие или оранжевые, красные, он не отравится.
Автобиографическая память
Сохраняет знания человека о событиях его жизни, учебе, работе, росте карьеры, важных событиях для семьи. Рождение детей и внуков, свадьба своя и вашего сына – эти события помогают человеку ощущать свое место в семье и в жизни общества.
Годы учебы и первые шаги в карьере приносят позитивный вклад в продвижение по службе. Помнить о своих навыках необходимо, чтобы пополнять их и успешно выполнять свои профессиональные обязанности.
Смысловая
Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.
Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.
Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.
Примеры:
- пересказ;
- заучивание стихотворений;
- подготовка к экзаменам.
У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.
Методы развития:
- Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
- Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
- Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).
Процедурная память
Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.
Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.
Опосредованная память
Основывается на связывании только что полученной, новой информации, с уже известными знаниями, ранее пережитым опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической. Логически связываются в цепочку воспоминания, связанные определенными ассоциациями.
Так, человек, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему необходимо купить торт для дома. Зайдя в магазин, он видит новый вид пирожных и вкусный торт. Запоминает, что в этой, уже знакомой кондитерской, появился ассортимент хороших новых десертов.
Неопосредованная память
Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.
Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.
Как человек запоминает
Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.
Дополнительная информация. Известно, что у слепых и глухих людей обостряются другие органы чувств. Видоизменяются восприятие мира и типы памяти.
Поступление сигналов
Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:
- лучше усваивается то, что применяется на практике;
- новое легче запомнить, связав со знакомыми понятиями;
- новая информация перекрывает похожую старую;
- для лучшего запоминания есть оптимальная длина ряда;
- повтор информации способствует лучшему запоминанию;
- незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы дольше сохраняются в памяти.
Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.
Диагностика
Оперативная память в психологии – это процессы запоминания, и воспроизведения информации, необходимой для частной деятельности. Чтобы изучить факторы, влияющие на рабочую память, исследователи проводят когнитивные тесты для конкретной оценки основных аспектов процесса.
Часто тесты включают временное сохранение числовой или пространственной информации. Например, в одном из таких тестов на экране компьютера отображается серия из 5 цифр, которую человек может сохранить в рабочей памяти.
Сразу после этого следует длинная серия цифр, и для каждой представленной цифры человек должен нажать кнопку «да» или «нет», чтобы указать, была ли она одной из пяти исходных.
Помимо измерения точности ответов, также записывается время, затрачиваемое на принятие решений, известное как скорость ответа. Измеряется скорость и точность, поскольку оба являются ключевыми элементами рабочей памяти.
Исследования когнитивных эффектов здорового старения показали, что люди старшего возраста с большей вероятностью совершают больше ошибок и дольше принимают решения. Таким образом, учет точности и скорости гарантирует, что задача должным образом отражает способности человека.
Нарушение рабочей памяти означает, что у ребенка проблемы с использованием информации в течение короткого времени. Рабочая или оперативная отличается от кратковременной памяти. Например, ребенок должен сложить 2 числа. Способность запоминать числа – это часть его кратковременной памяти. Его рабочая память — это способность запоминать числа, пока он их складывает.
Примеры тестов:
- Тест на диапазон цифр используется для проверки рабочей памяти ребенка с помощью чисел. Ему предлагается запомнить 3 числа. Через несколько минут его попросят повторить числа. Затем добавляется новое цифра, и тест повторяется до тех пор, пока ребенок не перестаёт правильно вспоминать числа. Затем его просят повторить тест еще раз, но произнести числа в обратном порядке.
- Тест на продолжительность чтения используется для проверки вербальной рабочей памяти. Тестируемому дают 2 предложения и спрашивают, правильно ли каждое из них. Через несколько минут ему предлагается вспомнить последнее слово в каждом предложении.
Когнитивные функции тестируются с помощью:
- Программы «Когнифит». Оценка рабочей проводится по шкале Векслера.
- Последовательного он-0лайн теста WOM-ASM.
- Онлайн-теста на распознавание WOM-RES.
- Задача непрерывного выполнения. Это упражнение является основным методом измерения рабочей памяти в области нейробиологии. В упражнениях n-back предлагается последовательность визуальных или слуховых стимулов. Тестируемый должен определить, совпадают ли текущие визуальные или слуховые стимулы с одним из n-шагов назад. Задача «n-back» состоит в том, что, когда человек видит или слышит последовательность элементов, он должен указать, когда текущий элемент совпадает с предыдущим. В двойном n-back звуковые и зрительные стимулы предъявляются одновременно.
Упражнения n-back, можно найти в магазине приложений мобильного телефона, среди гаджетов платформ «Windows», «Linux», «Mac OS».
Тестирование рабочей памяти проводят в некоторых специализированных клиниках, а также центрах, созданных на основе психолого-педагогических университетов. Стоимость 1 часа участия в экспериментах от 250 руб.
Признаки развития нарушений памяти
Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.
По количеству выделяют такие симптомы:
- Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
- Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
- Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:
- Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
- Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.
Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:
- Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
- Удаление событий, компрометирующих человека.
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:
- Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
- Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
- Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.
Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.
Нарушение памяти у детей
У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.
Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.
Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.
Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.
У взрослых
Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.
Нарушение памяти в пожилом возрасте
У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.
Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.
По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.
В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.
Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.
Лечение
Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.
Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития.
Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.
Пройти полноценную диагностику и использованием самых современных методов и получить эффективную схему лечения можно в многофункциональной клинике ЦЭЛТ. Передовые технологии и квалифицированные врачи помогут вернуть утраченную память.
- Как улучшить
Когнитивная наука — все еще новая и развивающаяся область, раз0работки в которой постоянно подвергаются испытаниям. Есть много теорий и гипотез относительно того, как увеличить объем рабочей памяти, но должно пройти ещё некоторое время, прежде чем наука сможет прийти к единому мнению о том, что действительно улучшит способности человека.
Что следует делать, чтобы максимально использовать рабочую память:
- Избегать музыки и отвлекающих звуков во время умственной работы и учебы.
- Выделять самую важную информацию, произнеся ее вслух.
- Использовать визуальную мнемонику, чтобы сразу отслеживать больше идей.
- Визуализация может улучшить учебу по сравнению с простым обобщением по некоторым предметам. Стараться больше применять воображение во время учебы.
- При решении проблемы предварительно следует разбить ее на более простые части.
Если человек хочет повысить свой интеллект, можно воспользоваться методами улучшения рабочей памяти, предлагаемыми психологами.
Мнемотехника
Информация любой сложности хорошо запоминается с помощью применения мнемоники, нацеленной на образное восприятие материала. Техника предполагает создание ассоциативных связей, усиление концентрации внимания. Поступающие сведения мысленно кодируют путём порождения образов. В ход идёт привлечение запахов, вкусовых ощущений, звуков, музыки, картинок и самых разнообразных эмоций.
Для запоминания важной информации не надо сразу же фиксировать её в блокноте. Сначала нужно в своём воображении создать образ, яркую ассоциацию. Чем абсурднее получаются ассоциативные ряды, тем легче запоминается необходимый материал. Воспроизвести в памяти список нужных покупок несложно с помощью способа привязки к предметам, встречающимся по пути от квартиры до супермаркета. Например, человек должен купить помидоры, сахар, консервированную кукурузу, тапочки, зубную пасту, детскую куртку, свежий номер любимого журнала.
При запоминании надо намеренно преувеличивать образы, оживлять предметы, видоизменять их, делать акцент на конкретной детали объекта. Не будет упущена ни одна покупка, если человек представит свой путь к месту приобретения товаров. При выходе из квартиры он в своём воображении натыкается на огромную гору свежих ярко-красных помидоров. Проходя мимо почтовых ящиков, потенциальный покупатель видит, как из их щелей быстро сыплется белоснежный сахарный песок.
Выход на улицу преграждает огромная банка кукурузы, размер которой может превышать человеческий рост. Из урны, стоящей возле скамейки у подъезда, торчат тапочки яркой расцветки. На лавочке небрежно раскиданы тюбики зубной пасты. Куст сирени накрыт детской курткой, сверкающей за счёт неоновой подсветки. Тропа завалена красочными журналами.
Привлечение музыкальных произведений к процессу заучивания помогает связать конкретные сведения с определёнными звуками. Впоследствии звуковые ряды позволяют без лишних усилий извлечь из мозговых структур нужную информацию.
Плюсом применения музыки для запоминания фактов является возможность расслабления психики и передышки в использовании активного внимания. Попутно снимается стресс.
Правильное питание, достаточное пополнение организма витаминами, здоровый образ жизни, полноценный сон, ежедневные прогулки, физические упражнения способствуют улучшению работы оперативной памяти. Желательно избегать отрицательных эмоций и стрессовых ситуаций. У курильщиков и любителей спиртных напитков происходит значительное снижение запоминания любых сведений, поэтому есть прямой смысл избавляться от вредных привычек.
Разделение на группы
Вся полученная информация должна подлежать структуризации. Разделение на блоки эффективно сказывается на конечном результате. Чтение по слогам, группам слов способствует организации целостности запоминаемого текста.
Для быстрого заучивания числа, состоящего из 9 знаков, советуют его разбить на части по 3 цифры. Допустим, нужно запомнить номер документа 314365404. Первую группу цифровых знаков можно связать с числом «пи». Вторую треть номера запоминают по количеству дней в году. Последняя цифровая группа ассоциируется с возникновением ошибки при поиске нужной информации в интернете, когда на пустом экране высвечивается надпись «Error 404 Not Found».
При объединении усвоенных отдельных цифровых групп воспроизведение всего номера происходит легко и быстро.
Тестирование мозга
Оперативная память в психологии – это такой вид памяти, который важен для рассуждений, обучения и понимания. В настоящее время на сайтах можно найти много упражнений и игр, направленных на развитие этих способностей. Большинство из них бесплатны, поэтому попробовать их не составит труда. Умные игры – это фитнес для мозга.
Тренировки на свежем воздухе
Несколько исследований показывают, что бег стимулирует префронтальную кору, известную как место рабочей памяти. Бег босиком рекомендуется больше, так как исследования, проведенные доктором наук Трейси Аллоуэй и доктором философии Россом Аллоуэем, показывают, что бегуны без обуви демонстрируют лучшую рабочую память, чем те, кто бежал в обуви.
Опять же, это всего лишь одно исследование, и оно пока не доказало причинно-следственной связи, но улучшить здоровье способно.
Оперативная память жизненно необходима для большинства видов деятельности, особенно когда дело касается обучения. Помимо этого, она важна для сосредоточения на определенной деятельности, устранения отвлекающих факторов. Во многих трудах по психологии учеными доказано, что можно повысить свой интеллект, улучшив рабочую память.
Медитация
Было показано, что упражнения на осознанность, такие как медитация, улучшают внимание и концентрацию, а также способствуют увеличению объема рабочей памяти. Исследование, опубликованное американскими учеными в журнале Psychological Science, показало, что рабочая память студентов улучшилась после прохождения интенсивного двухнедельного курса медитации.
Показатель, используемый для определения увеличения объема оперативной памяти, был тестом на понимание прочитанного.
Творческий подход
Исследование, проведенное Андреасом Финком, ученым из Германии, показало, что, когда участники исследования думали о творческих способах использования повседневных предметов и продуктов, активировались области мозга, связанные с рабочей памятью.
Поэтому, при виде предметов повседневного обихода, следует стараться найти для них нестандартное использование. Например, использовать лоток для кубиков льда, пластиковую коробку из-под яиц в качестве места хранения украшений.
Профилактика
Теперь подробнее о том, что делать, чтобы память нас еще долго не подводила, т.е. о профилактике нарушения памяти. Здоровый образ жизни и здоровое питание — вот главные враги ухудшения памяти. Нормальный режим дня, правильное распределение приоритетов между работой, отдыхом и сном, рациональное питание — все это поможет активизировать мыслительный процесс, и, следственно, улучшит состояние памяти. Также необходимо уделять должное внимание лечению соматических заболеваний, если таковые имеются, и выполнять обязательно назначения врача.
Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.
Позитив, положительные эмоции от общения с близкими, друзьями, родственниками, социальная и трудовая активность — все это поможет оставаться в здравом уме и твердой памяти на протяжении очень долгого времени.
- https://srazu.pro/teoriya/vidy-pamyati-cheloveka.html
- https://healthperfect.ru/operativnaya-pamyat-v-psihologii.html
- https://Plachu.net/obshhaya-psihologiya/vidy-pamyati-cheloveka
- https://amrom.ru/pamyat-cheloveka/
- https://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/vidy-pamyati-cheloveka.html
- https://ponervam.ru/vidy-pamyati-u-cheloveka.html
- https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-pamyati/
- https://mosmed.ru/mosmed-klinika-funktsionalnyih-narusheniy/programmy-funktsionalnaya-nevrologiya/narusheniya-pamyati
- https://vplate.ru/pamyat/operativnaya-v-psihologii/