Психология ребенка 7 лет. Кризис семи лет, его причины и как правильно взаимодействовать с ребенком

Кризис 7 лет у ребёнка: как проявляется и как себя вести родителям

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее. психическое развитие детей.jpg
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.

Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.

  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.

Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует. психическое развитие детей1.jpg

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя. психическое развитие детей 2.jpg

  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.

Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.

  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить — так вы разовьете в нем только комплексы.

Понятие кризиса 7 лет

Многие родители считают, что хорошо осведомлены о том, что происходит с их ребенком в семилетнем возрасте, и списывают тревожные звоночки на адаптацию к учебе. Однако в этот момент легко упустить зарождающиеся особенности психики и психологии ребенка, которые впоследствии могут вылиться в очень серьезные проблемы.

Итак, кризис 7 лет у ребенка – это переходный период в развитии психики ребенка, связанный с новыми обязанностями, новой нагрузкой и новыми требованиями, которые предъявляют взрослые. Это серьезное испытание для неокрепшей психики. Ребенок словно «выбивается» из-под контроля, перестает слушаться, словно проверяя границы дозволенного.

В этом возрасте у ребенка происходит осознание своего собственного «я», своей личности, и попытки понять, каково место этой личности в окружающем мире. Начинается осознание не только физической, но и психической оболочки. Возникают первые осознанные конфликты с обществом, первые нестыковки внешнего и внутреннего мира. Эти противоречия требуют решений, поскольку самостоятельно ребенок зачастую не может с ними справиться в силу незрелости психики и отсутствия жизненного опыта.

Причины изменений в поведении ребёнка

Кризис семилетнего возраста у малыша связан прежде всего с социальным развитием, обязательными образовательными нормами. Ведь согласно действующему законодательству ребёнок в нашей должен пойти в первый класс в чётко установленные сроки — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в отдельных случаях возможно и более раннее поступление в школу — с разрешения директора конкретного учебного заведения).

Первоклассники идут с цветами

Кризис семи лет напрямую связан с социальными нормами, необходимостью идти в школу в определённом возрасте

В данном случае название «кризис 7 лет» носит несколько условный характер. Психологи утверждают, что данные личностные изменения начинаются у детей с 6 до 8 лет. Всё здесь индивидуально и зависит от особенностей психики ребёнка и возраста, в котором его отдали в школу. Ведь кто-то становится первоклассником в 6 лет, а кто-то — почти в 8 лет.

Начало кризиса связано со взрослением ребёнка в связи с осознанием своей новой социальной роли ученика. Сложность состоит в том, что малышу чаще всего трудно быстро к ней адаптироваться:

  1. Меняется режим дня (особенно если ребёнок до этого не посещал детский сад или ходил туда нерегулярно).
  2. Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, поддерживать внешний вид и пр.).
  3. На уроках требуется быть спокойным и сосредоточенным, в то время как ребёнку хочется поиграть, повеселиться.
  4. Малыш попадает в новый круг общения (особенно если он ранее не был знаком с одноклассниками).

Мальчик на уроке хватается за голову с усталым видом

Начало кризиса связано с тем, что ребёнок начинает осознавать свою новую роль ученика, но не может свыкнуться с ней

Характеристики

Если до наступления дошкольного кризиса ребенок открыт и понятен родителям, то с его наступлением он утрачивает прежнюю непосредственность. Психологи выделяют несколько характерных особенностей, которые свойственны кризису 7 лет.

  • Уход от действий без раздумий и сомнений. Раньше ребенок испытывал желание и сразу приступал к осуществлению задуманного. Теперь он сначала обдумывает – к чему его приведет действие. Он начинает скрывать от взрослых внутренние переживания, использовать в собственных целях ложь.
    Кризис 7 лет у ребенка
  • Осмысливание переживаний. Ребенок перестает ориентироваться на предпочтения значимого взрослого. Он начинает понимать свои эмоции и ориентироваться в них, отдавать себе отчет в том, что ему самому нравится.
  • Появление карикатурного, манерного или натянутого поведения. Ребенок проявляет интерес ко всему новому, пробует новые социальные роли, поэтому начинает копировать интонации и манеру поведения окружающих людей.
  • Стремление к обязательной полезной деятельности. Подрастающий человек испытывает желание занять в обществе престижное место, приступить к деятельности, которую общественное мнение оценивает как значимую. Он открывает для себя такое понятие как «статус» человека.
  • Изменение к своему месту в отношениях со взрослыми людьми. Ребенок старается на серьезной основе вступать в межличностные отношения.
  • Возникновение негативного отношения к незаслуженной похвале или положительной оценке. Ребенок перестает радоваться одобрению, которое получил нечестным путем, стремится соблюдать общепринятые правила.
  • Обесценивание «детского» образа жизни. Ребенок начинает нарушать ранее установленные правила, желает занять позицию взрослого, утвердиться в новой для себя роли. Он стремится сделать по-своему, противопоставить себя в первый момент взрослому, чтобы убедиться в том, что действует по собственной воле.
  • Изменение характера общения со сверстниками. Ребенок во время общения и игр начинает руководствоваться правилами справедливости, очередности. У него возникают устойчивые дружеские контакты с другими детьми.

Кризис 7 лет возрастная психология связывает не только с изменением отношений к ребенку взрослых людей и предстоящим обучением в школе, но и с преобразованиями его организма на физиологическом уровне.

  1. Перестройкой иммунной системы. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам взрослого человека, но слизистые оболочки еще не обеспечивают защиту организма на достаточном уровне. В 6-7 лет множественные стрессовые факторы провоцируют формирование аллергических и многих хронических заболеваний.
  2. Созреванием лобных долей головного мозга. Эти участки отвечают за логическое мышление. Благодаря им ребенок получает возможность планировать свои действия, предполагать последствия действий, создавать и удерживать целостные образы. Он перестает ориентироваться только на желания, становится способным делать то, что необходимо.
  3. Обострением эмоциональных реакций. Из-за подвижности нервных процессов ребенок проявляет непоседливость, внезапную агрессию. Он не может управлять или сдерживать чувства, поэтому демонстрирует резкие перепады настроения.

Если взрослые мешают ребенку на этом этапе жизни самостоятельно совершать действия, пробовать свои силы, делать ошибки, они не дают ему научиться пользоваться новыми возможностями. Разумный подход при воспитании позволит ребенку заложить основу для самоуправления, независимости, активности, ценностных ориентаций и личностных смыслов.

Гендерные особенности

Кризис 7 лет по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Эти нюансы обязательно нужно знать родителям, чтобы скорректировать свою помощь и поддержку в этот непростой период. Дети к этому возрасту уже начинают осознавать свои гендерные различия, и это сказывается на поведении.

Проблемы с девочками

Несмотря на кризис, 7-летняя девочка чаще всего — прилежная ученица, которая отличается усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но все внутренние противоречия, которые она умело маскирует в школе при учителе, прорываются наружу либо в общении с одноклассницами, либо дома. Девочки, общаясь между собой, много врут друг другу, конкурируют во внешности. Часто конфликтуют с мальчиками. Родителям нередко закатывают истерики: хочу надеть это платье, проколите мне ушки, купите мне косметику и т. д.

Взрослые должны направить творческое начало девочек в нужное русло: поддерживать успехи в учёбе, хвалить за положительные качества, записать в кружки (рукоделия, танцев, пения).

Проблемы с мальчиками

Семилетнему мальчику самое главное — демонстрация всему миру себя и соперничество. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы самоутвердиться. Ему интересно оружие, компьютерные игры, техника, спорт — всё, кроме учёбы. Эмоциональный фон крайне не стабилен в силу именно гендерных особенностей. Не умеет держать чувства в себе. Трудно приучается к монотонной работе. Авторитетом часто становится старшеклассник не с самой хорошей репутацией.

Чтобы помочь мальчикам преодолеть кризис 7 лет, нужно по максимуму заинтересовать учёбой, разнообразить школьные будни, позволять выплёскивать скопившиеся чувства. Помогут усмирить «бурю» спортивные секции.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Симптомы и причины кризиса 7 лет

Обычно кризис 7 лет начинается в старшем дошкольном возрасте. О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка, повышенная раздражительность. Он требует к себе внимания, с трудом управляет своими чувствами. На протяжении 5-8 месяцев могут наблюдаться и другие проявления кризиса 7 лет.

Симптом «горькой конфеты»

Ребенку может быть плохо, но он пытается этот факт скрыть и делает вид, что все нормально. В результате малыш замыкается в себе, уходит в переживания, но не демонстрирует свое настоящее эмоциональное состояние. Как результат – конфликты с родителями, трудновоспитуемость и неуправляемость.

Манерничанье и кривляние

Поведение ребенка становится вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность. Он начинает что-то скрывать, придумывает для себя несуществующие события или роли.

Демонстративная взрослость

Ребенок проявляет острое внимание к своему внешнему виду, прическе, одежде. Главное требование – не выглядеть как маленький. Таким поведением он демонстрирует желание и стремление быть похожим на взрослого.

Потеря детской непосредственности и импульсивности

Появляется ситуация переживания, которая возникает между желанием и действием. Иногда можно заметить паузу между обращением взрослого к ребенку и его ответом. В этот момент малыш как бы обдумывает, что нужно сделать и какое значение будет иметь для него это действие.

Непослушание

Ребенок отказывается исполнять привычные обязанности или обыденные дела. Просьбы оспаривает или отсрочивает их выполнение. Появляется хитрость.

А также могут наблюдаться и другие изменения в поведении, характерные для остальных возрастных детских кризисов: капризы, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у других детей, наоборот, – застенчивость.

Причинами таких негативных явлений можно считать то, что ребенок, повзрослев, утрачивает прежние формы поведения, но пока не приобрел другие. То есть он находится в зоне неопределенности, поиска.

Кризис 7 лет имеет не только негативную симптоматику.

  • Дети проявляют повышенный интерес к общению со взрослыми, с удовольствием поддерживает беседу, делятся историями из их жизни, в разговоре демонстрируют свою рассудительность.
  • Появляются занятия-хобби – ребенок берет на себя выполнение определенных обязанностей по собственному желанию.

Положительные моменты любого кризисного периода кроются в дальнейшем развитии. Даже негативные проявления способствуют самосовершенствованию, приобретению новых знаний, умений и навыков.

Диагностика

Диагностика кризиса 7 лет у ребенка входит в число значимых целей возрастной психологии. Благодаря своевременному обследованию родители получают возможность оценить готовность ребенка к школе, выявить проблемы в его развитии, определить их причины и провести развивающие занятия.

Тестовые методики имеют разный уровень сложности. Они позволяют осуществить психологическую, познавательную, интеллектуальную, эмоциональную диагностику личности ребенка к школе, проанализировать особенности его личности и уровень его социальной адаптации.

Тест Керна-Йерасека

Методика помогает создать суждение об общем развитии, тонкой моторики ребенка, его способности контролировать себя.

В ходе теста ему предлагают по памяти нарисовать мужскую фигуру, срисовать письменные буквы, а затем группу точек. Высокие результаты являются надежным подтверждением успешности будущего школьного обучения. Низкие результаты не предсказывают плохой успеваемости. Они служат поводом для оказания педагогической и эмоциональной поддержки.

Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

Тест позволяет выявить способность ребенка слушать указания взрослого, выполнять их, и по заданию психолога действовать самостоятельно. При прохождении теста ему выдают листок в клетку с четырьмя точками. На нем он под диктовку рисует узор, а затем продолжает его самостоятельно. Кроме самоконтроля тест определяет способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Методика Н.И. Гуткиной «Последовательность событий»

Исследование дает возможность диагностировать способность ребенка к обобщению, оценить уровень развития его мышления и речи. Перед ним выкладывают несколько картинок с изображением разных этапов действия.

Ребенку предлагают разложить картинки в смысловой ряд и придумать на основе изображений историю. В ходе рассказа он продемонстрирует логическое мышление, величину словарного запаса, особенности произношения, согласование частей речи.

Методика А.Р. Лурии «10 слов»

Тест предназначен для определения внимания, состояния памяти, скорости утомления ребенка.

Ему предлагают запомнить 10 слов, между которыми нет связи. Психолог оценивает количество слов, которые ребенок запоминает с первого раза и после нескольких повторов, а также какое их количество он может воспроизвести через одну и более попыток. Исследование помогает скорректировать учебные нагрузки и режим дня испытуемого.

Методика Т.Е Рыбакова «Узнавание фигур»

Тест позволяет оценить особенности восприятия ребенка. Ему предлагают запомнить 9 фигур на одном рисунке, затем найти их на втором рисунке среди других изображений. Количество узнаваний указывает на объем и уровень развития зрительной памяти.

Тест Д. Векслера

Исследование позволяет оценить интеллект и умственное развитие ребенка. Психолог задает ему вопросы, которые касаются общей осведомленности, словарного запаса, нахождения сходства. Потом специалист предлагает ребенку сложить ребенку фигуры, найти в картине недостающие детали, определить последовательность изображений.

Тест Д. Бука «Дом. Дерево. Человек»

Диагностика выявляет эмоциональное состояние ребенка. Его просят нарисовать дом, дерево, человека и детально расспрашивают о рисунке. Методика помогает оценить степень недоверия к себе, конфликтности, тревожности и другие особенности самоощущения.

С той же целью психологи прибегают к методике О.А. Ореховой «Домики» и тесту К. Тейлор «Сказка».

Методика Р. Жиля «Фильм-тест»

Тестирование дает возможность составить представление о модели поведения ребенка, доминирующих чертах в его характере, уровне социально-психологической адаптации.

В ходе исследования ребенку предлагают рассмотреть картинки с различными сюжетами и ответить на вопросы о своей реакции, найти для себя на изображении подходящее место. Методика дает ответы на вопросы относительно отношения ребенка к членам семьи, друзьям, его стремлению к конфликтному поведению, уединенности, доминированию.

Методика В.Г. Щур «Лесенка»

Тест помогает составить представление о самооценке ребенка. Ему демонстрируют нарисованную лесенку. Затем объясняют, что на нижней ступеньке находятся «самые плохие», а на верхней «самые хорошие» дети, и предлагают выбрать ступеньку для себя. По результатам выбора ребенка и его опроса специалист диагностирует заниженную, завышенную или адекватную самооценку.

Диагностическое обследование, проведенное детским психологом, имеет высокую степень достоверности. Его можно провести в детском медицинском центре, психологическом центре, записавшись на прием специалиста. Продолжительность консультации может варьироваться от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость услуги в зависимости от уровня психолога и центра составляет 2,500-6000 рублей.

Детский психолог установит доверительный контакт с ребенком, индивидуально подберет методики. На основе результатов он обрисует психологическое состояние, степень готовности к школьному обучению, даст рекомендации родителям. При необходимости специалист назначит проведение коррекционных занятий.

Правила взаимодействия: что делать?

фото 16357_3
Основные правила, которые стоит соблюдать:

  • Не повышать голос. Негативное настроение родителей не должно отражаться на детях.
  • Объяснять свои требования. Семилетка вполне способен усвоить правила, и он должен понимать, что конкретно от него хотят, а не потому что мама или папа так решили.
  • Самим не нарушать установленные правила и не изменять те, что установлены для ребенка.
  • Не ограничивать общение со сверстниками.
  • Нельзя сравнивать с другими.
  • Если возникают проблемы в школе, нельзя их игнорировать, надо найти способ помочь.
  • Относится к младшему школьнику, как ко взрослому.

Если кризис и поведение ребенка выходят из-под контроля, то лучше обратиться к психологу или спросить совета у опытного педагога.

Родители должны всячески демонстрировать свою любовь и уважение к личности подрастающего человека. Однако это не значит, что надо потакать любым его прихотям и выполнять каждое желание. Подрастающая личность должна понимать, что существуют ограничения, но надо дать объяснять, почему именно.

Семилетка находится уже в достаточно осознанном возрасте и способен усвоить многие правила и следовать им.

Распорядок дня – это хорошо и правильно, но должно быть время и на отдых. В выходные надо давать возможность расслабиться, заняться любимой деятельностью, отдохнуть.

Дети сильно устают от учебного процесса, особенно в первые месяцы посещения школы, когда идет привыкание к новым правилам, режиму, более активной деятельности – умственной и физической. Переутомление приводит к появлению агрессии, отказу учиться, соблюдать установленные правила.

При обесценивании принятых правил

фото 16357_4
При обесценивании правил ребенок часто грубит, проявляет упрямство, спорит по любому поводу, ломает игрушки.

Задача родителей – твердо и спокойно настаивать на выполнении правил, объяснять, что грубить взрослым и детям недопустимо. Можно сказать ребенку, что он теперь взрослый, поэтому должен вести себя соответствующе.

Большое значение имеет пример близких родственников – ребенок учится поведению у взрослых. Одновременно надо повышать самооценку, не наказывать, а подсказывать, как лучше и правильнее себя вести.

При желании подражать взрослым

Естественное стремление взрослеющего человека – вести себя, как взрослый. Надо поощрять положительные моменты: стремление к труду, учебе. Желание быть, как взрослый, воспитывает силу воли, смелость, самостоятельность. Родители должны перестать относиться к младшему школьнику, как к малышу, в противном случае это будет вызывать еще большее сопротивление.

Ты считаешь себя взрослым, значит, должен выполнять определенные правила. Мама и папа работают, твоя работа – это учеба.

При стремлении к самостоятельности

Поддерживать ребенка в его стремлении развиваться, познавать мир, становится более самостоятельным, давать простые задания, которые он способен выполнить. Развитие самостоятельности в этом возрасте необходимо, чтобы ребенок мог в дальнейшем смело и активно ориентироваться в окружающем мире, сам решать текущие проблемы и задачи без опоры на взрослых.

Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины

Обычно начало школьной жизни приводит к завершению кризиса 7 лет. Ребенок переходит к учебе, приобретает новый социальный статус и положение. Появляется возможность проявить свою самостоятельность в достаточной мере. Постепенно угасают и поведенческие трудности, которые вызывают у родителей беспокойство.

Однако случаются и некоторые негативные последствия кризиса 7 лет. К ним относятся:

  • низкая успеваемость в школе, отсутствие желания учиться;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • неадекватная самооценка, высокая тревожность, что может привести к развитию невроза.

Как правило, проблемы возникают, когда родители пытаются сохранить прежние формы взаимодействия с ребенком, которые уже неэффективны. Нежелание понять и принять факт взросление чада, ограничение его самостоятельности и инициативности, а также попытка сломать и подстроить малыша под себя, приводит к обострению симптомов кризиса.

В этот возрастной период ребенок пытается разобраться со своим поведением. Затруднения в освоении новых форм поведения могут возникнуть в случае неоправданных самоограничений и самоконтроля. Данные явления возникают, если проявления независимости и самостоятельности ребенка часто заканчивались неудачей, или когда его чересчур строго наказывали за какие-нибудь проступки. В таких случаях малыш уходит от самостоятельности, теряет инициативу, чтобы снова не быть наказанным или не переживать ситуацию неудачи.

Поэтому поведение родителей в критические периоды жизни ребенка является одним из самых важных моментов в воспитании личности и успешном преодолении этого сложного этапа в развитии.

Примеры совместных игр для всей семьи

Ведущей деятельностью становится учеба, но игры также играют немаловажную роль в развитии, расслаблении и отдыхе.

Если у ребенка есть любимые игры, то не стоит их запрещать – в процессе взросления они постепенно отойдут на второй план. Игры помогают переключить психику, отдохнуть от учебы.

Полезны спортивные игры на свежем воздухе – позволяют избавиться от лишней энергии, отдохнуть от учебного процесса. Дети этого возраста больше тянутся к командным играм

В этом период детей могут заинтересовать интеллектуальные игры, творчество. Разыгрывание сценок, детский театр – отличный пример игровой деятельности. Дети развиваются творчески. Разыгрывание сценок полезно для развития памяти, воображения.

фото 16357_5
Примеры игр:

  1. «Штанга». Позволяет расслабиться, сбросить напряжение. Представить, что на полу есть штанга. Надо наклониться, взять ее, сделать вдох и поднять вверх. Представить, как тяжело. Затем медленно опустить вниз.
  2. Тактильная игра. На стол кладутся разные предметы: твердые, мягкие – кусочек меха, бумага, кисточка, кубик и др. Взрослый проводит предметом по руке ребенка и просит рассказать об ощущениях.
  3. «Замри в нужной фигуре». Тренировка внимания, координации движения. Играть интереснее группой. Все движутся по кругу, когда ведущий хлопнет в ладоши, надо замереть в определенной позе. Например, один хлопок – поза аиста, два – медведя, три – возобновить движение.

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» — своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Главные ошибки

Чтобы не усугубить течение кризиса, не потерять доверие чада, родителям важно не совершать ряда ошибок:

  1. Физические наказания. Малыш при этом испытывает унижение, начинает бояться родителей, теряется доверие. Физические наказания способствуют снижению самооценки, младший школьник может стать робким, неуверенным, чтобы избежать расправы, начинает лгать родителям, скрывая различные факты, например, неудачи в учебе, проблемы в школе, со сверстниками, совершенные ошибки.
  2. Критика: «ты делаешь плохо», «у тебя ничего не получается», «ты неудачник» – ребенок утвердится в этом мнении, потому что мнение родителей для него все еще важно. В итоге падает мотивация к учебе, личность чувствует себя изгоем, недостойным награды, начинают проблемы с самоидентификацией в среде сверстников.
  3. Запрещать общаться с конкретным мальчиком или девочкой, говоря, что он плохой, недостойный, их неблагополучной семьи.
  4. Нельзя сегодня говорить одно, а завтра менять свое мнение: «Ты уже взрослый, должен выполнять такие-то обязанности», а на следующий день: «Ты маленький, этого делать нельзя».
  5. Сравнивать с другими детьми, говорить, что ребенок хуже учится, ведет себя, другие дети лучше. Это снижает самооценку, мотивацию.
  6. Нельзя высмеивать за ошибки, промахи. Если ребенок сделал что-то неправильно, надо спокойно ему объяснить, как надо было сделать или почему этого делать не стоило.
  7. Повышать голос. Ребенок становится нервным, снижается мотивация к учебе, возможны истерики.
Источники

  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
  • https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/krizis-7-let-psihologia.html
  • https://babyzzz.ru/parents/kids/35563.html
  • https://healthperfect.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1938-krizis-7-let-u-rebenka-simptomy-kharakteristika-rekomendatsii-roditelyam-malchikov-i-devochek
  • https://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/7-let/
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/7-let/kak-pomoch
  • https://PsyLogik.ru/57-krizis-semi-let.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: