Биография Аристотеля. Размышления о философии Аристотеля

Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы

Основные события

Бо́льшую часть своей жизни Аристотель провёл в Афинах. Его путь в науку начался с академии Платона, а завершился созданием собственной школы. Великий философ был знаменит своими сочинениями, сложными отношениями с учителем и приближённостью к Александру Македонскому.

Ранние годы

Аристотель биография

Точная дата рождения Аристотеля неизвестна. Он появился на свет между июлем и октябрём 384 или 383 года до нашей эры в городе Страгире. Его отец Никомах был врачом и представителем одного очень древнего семейства. Поэтому Аристотеля обучали с самых ранних лет. Такова была традиция благородных домов тех времён. Никомах был автором сочинения по натурфилософии и написал несколько книг по медицине. Их содержание привело к развитию у юного грека интереса к биологии.

Родители будущего философа умерли, когда он был ещё подростком. Дальнейшим воспитанием мальчика занялся Проксен, муж старшей сестры Аристотеля. Он позаботился о том, чтобы полноценное обучение мальчика продолжилось. Отношения будущего учёного и его опекуна были тёплыми и дружественными. И после смерти кормильца, благодаря заботе Аристотеля, семья Проксена ни в чём не нуждалась.

Академия Платона

Аристотель краткая биография

В семнадцатилетнем возрасте юноша прибыл в Афины. Уже тогда у него начали формироваться собственные идеи. Некоторые из них возникли в процессе освоения риторики до знакомства с будущим учителем и повлияли на его важные труды.

На протяжении двадцати лет Аристотель находился в академии Платона. Взаимоотношения наставника и его ученика были противоречивыми. Последний бывал дерзок и непочтителен, критикуя идеи Платона и прерывая его рассказы. Однажды их столкновение привело к тому, что философ стал избегать своего воспитанника.

Несмотря на конфликты и различия в мировоззрении, Аристотель уважал учителя и отзывался о нём как о друге.

Жизнь после Афин

В 347 году до нашей эры Платон умер, после чего Аристотель и Ксенократ, верный ученик ушедшего философа, покинули Афины.

Аристотель биография кратко

Греки прибыли в город Ассос на побережье Малой Азии, правителем которого был тиран Гермий, и пробыли там три года. Тиран уважал Аристотеля и часто слушал его лекции. Гермий боролся с владычеством Персии на греческих землях, за что был убит. Для Аристотеля это был настоящий удар. Потеря друга и союзника в восстановлении независимости родных земель заставила философа спешно покинуть город и укрыться на острове Лесбос. Вместе с ним сбежала и Пифиада, приёмная дочь тирана. Она была племянницей Гермия и смерть опекуна сблизила её с Аристотелем. Брак с Пифиадой принёс философу дочь, названную именем матери.

Воспитание Александра

Около 340 года до нашей эры учёный прибыл в Македонию, по приглашению Филиппа II. Правитель предложил Аристотелю стать наставником своего сына Александра. Будущему царю было около четырнадцати лет, когда философ начал обучение. Аристотель преподавал ему множество наук, но особую любовь принц питал к поэзии Гомера. «Илиада» стала для Александра источником вдохновения, как и Ахиллес его героем.

Аристотель кратко

Правитель Македонии хорошо платил Аристотелю, чтобы тот ни в чём не нуждался. Философ продолжал заниматься различными науками, развивая свои концепции.

Убийство Филиппа II в 335 году положило конец наставничеству. Александр стал царём и больше не нуждался в учителе. Став правителем, он способствовал открытиям своего воспитателя. По его распоряжению Аристотелю привозили всевозможные виды растений и животных для исследований.

Александр Македонский отправился в свой великий поход в Азию, а его наставник отбыл в Афины, оставив при дворе своего племянника и ученика Каллисфена.

Пребывание у Гермия

После смерти Платона, скончавшегося в 347 году до н.э., Аристотель с Ксенократом и еще с двумя воспитанниками отбывают в Ассос – прибрежный город, раскинувшийся напротив о. Лесбоса. Мудрый старец-учитель посоветовал юношам помириться с правителем Ассоса и Атарнеи Гермием, слывшим своим необузданным нравом.

Находясь в Ассосе, Аристотель получил расположение тирана-правителя. Гермий уважал философа и интересовался его учением. Результатом их сближения стала свадьба мыслителя с приемной дочерью и племянницей правителя Пифиадой. Здесь Аристотель прожил около трех лет.

Появление Ликея

Вернувшись в город, Аристотель создал школу вблизи храма Аполлона Ликейского, от которого та получила своё название. Ликей славился садами, рощами и крытыми галереями для прогулок. Поэтому последователей философа стали называть «перипатетиками», от греческого обозначения хождения.

Сообщение о аристотеле б

В школе Аристотеля преподавали не только философию, но и другие науки. Представители Ликея изучали физику и астрономию, историю и географию. В первой половине дня занятия проводились для более осведомлённых учеников. После них посетить лекцию могли менее подготовленные воспитанники.

В это время умерла его первая жена. В честь Пифиады он построил мавзолей, где мог оплакивать её смерть. Через два года Аристотель вступил в брак с бывшей рабыней Герпеллидой. Она родила ему сына, названного Никомахом.

Незадолго до смерти Македонского его отношения с наставником ухудшились. Александр возомнил себя богом и казнил всех несогласных с этим, в том числе и Каллисфена, ставшего историографом при дворе.

В 323 году до нашей эры после смерти царя началось восстание в Афинах. Аристотеля обвинили в неуважении к богам, назвав причиной стихи написанные за два десятка лет до этого. Настоящим поводом для гонений могла быть приближённость к ненавистному царю.

Философ уехал на родину своей матери Фестиды в Халкид, не дожидаясь суда. Он жил в её доме со второй супругой и двумя детьми, пока в 322 году не умер от болезни желудка.

Основание школы

Биография Аристотеля кратко гласит о том, как греческий философ, оставив с Македонским своего племянника Каллисфена, в 335 году до н. э. возвратился в Афины, где основал философскую школу Ликей (лицей), именуемую иначе «перипатетической» (от «перипатос» — крытая галерея вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место проведения уроков либо же манеру преподавателя в процессе изложения информации — прогуливание взад-вперед. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались разными науками: физикой, географией, астрономией, историей. На утренних занятиях, именуемых «акроаматическими», присутствовали наиболее подготовленные воспитанники, после обеда послушать философа мог любой желающий.

биография аристотеля кратко и понятно

Данный период в биографии греческого философа является ответственным этапом, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано множество важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших в правильное русло развитие мировой науки. В эти годы умерла его супруга Пифиада. Второй раз Аристотель женился на ее бывшей рабыне Герпиллиде.

Обвинение и преследования

В 323 году до н.э. после кончины Александра Македонского в Афинах произошло восстание, провозглашавшее освобождение от македонской власти. Демократы-бунтари потребовали изгнать из страны вражеские войска. Тогда Аристотеля обвинили в безбожии.

Основанием для предъявленного стал гимн «Добродетели», написанный им в честь Гермия почти двадцать лет назад. Обвинители уверяли, что стиль сочинения походит на гимны Аполлону, а злобный царь Атарнеи не заслуживает подобного почитания.

Но гимн, вероятно, был подходящим предлогом для возбуждения против ученого политического преследования, тогда как главной причиной была его тесная связь с правителем Македонии. К тому же философ не имел афинского гражданства и соответствующих политических прав.

Юридически даже основанный им Ликей мыслителю не принадлежал (в завещании школа не упоминалась). Боясь повторить судьбу Сократа, Аристотель покинул Афины и перебрался со второй супругой и детьми в Халкиду Эвбейскую, где поселился в доме своей матери.

Аристотель и Македонский
Аристотель был наставником Александра Македонского

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).

Смерть

После кончины Александра Великого в Афинах начинают все чаще возникать мятежи, направленные против македонского господства. В данный период биографии Аристотеля, как бывшего наставника полководца, многие обвиняли в безбожии.

Мыслителю пришлось покинуть Афины, дабы избежать печальной судьбы Сократа – отравленного ядом. Произнесенная им фраза «хочу избавить афинян от нового преступления против философии», получила впоследствии большую популярность.

Вскоре мудрец вместе с учениками отправляется на остров Эвбей. Спустя 2 месяца, в 322 г. до н.э., Аристотель умер от прогрессирующей болезни желудка. На тот момент ему было 62 года.

Интересные факты

  • Некоторые биографы Аристотеля, такие, как Плутарх или Страбон, утверждали, что Аристотель имел дефект речи, был внешне очень некрасив, но очень любил роскошно одеваться.
  • Есть свидетельства того, что философ очень мало спал и даже во сне держал в руке бронзовый шар, который, падая в таз, будил философа.
  • Всего Аристотелем было написано свыше 40 трудов по риторике, поэтике, этике, политике, метафизике, логике и естествознанию (космологии).
  • Считается, что именно Аристотель привил Александру Македонскому любовь к «Илиаде» Гомера. Царь всегда держал поэму под подушкой, рядом с кинжалом.

Аристотель: чем известен, цитаты философа

Как ученый, Аристотель годы жизни посвятил рассуждениям, как устроен мир, как развивается, как познается. Все науки Аристотель делил на три вида:

  1. Теоретические: физика, математика, метафизика как наука, исследующая мир и бытие.
  2. Практические, которые помогают организовывать жизнь общества: политика, наука о государстве, этика.
  3. Поэтические, или творческие: музыка, поэзия и др.

Аристотель как философ

Аристотель подвел итоги двухвековому развитию древнегреческой философии. Одно из главных мест в его учении занимает труд «Метафизика» — рассуждения о началах и причинах всего сущего. В этой сфере сделал Аристотель открытия такие:

  • Материя вечна, существует она в виде 5 -ти первоэлементов: воздуха, земли, воды, огня и эфира.
  • Ввел в философию такие понятия, как пространство и время, определил уровни всего существующего на Земле — от неорганической природы до человека.

До Аристотеля философия была совокупностью всех знаний. С него она начинается как наука о природе, обществе и мышлении.

афоризм

Аристотель — основоположник логики

Античный ученый вошел в историю как основоположник формальной логики. Он развивал теорию познания, определил, с чего оно начинается и в каких формах существует мышление. Аристотель сформулировал логические законы:

  1. Закон тождества, согласно которому нельзя менять при рассуждениях значение понятий.
  2. Закон противоречия, по которому два противоположных друг другу суждения не могут быть истинными одновременно.
  3. Закон исключенного третьего, утверждающий, что из двух противоположных суждений только одно может быть истинным.

Законы логики Аристотеля:

  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Учение Аристотеля о государстве и политике

В этих взглядах философ отошел от учения своего наставника Платона, который считал, что собственность и семья подрывают устои идеального общества и что все должно быть общим. Аристотель защищал право на частную собственность и существование моногамной семьи. Признавал он и существование рабства.

Формы государства Аристотель делил на две группы:

  1. Те, что несут общее благо (монархия, аристократия), он отнес к правильным.
  2. Тиранию, олигархию и демократию считал неправильными формами.

Аристотель утверждал, что людям присуще жить только в общности: «Человек по своей природе есть существо общественное». А политика существует, чтобы правильно организовать жизнь общества.

афоризм

Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом

Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель — условие и гарантия счастья, то соответственно жизни счастливой. Не случайно греческий философ определял человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государстве: с одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков, а с другой — «целью государства является благая жизнь… само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования», наилучшей жизни, которая, по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Предпосылка политических концепций античных философов — признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель: те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Какая главная цель человека?

счастливое общество

Главная цель существования человека – благо. Наивысшее благо – это ощущение счастья и полного блаженства. Но благо не должно быть для каждого человека индивидуальным, оно напрямую зависит от блага общественного. Поэтому для достижения своих целей человеку просто необходимо объединение с другими «общественными животными». А чтобы осуществлять это объединение, люди и создают государство. Именно государство является связующим звеном в человеческом общении и взаимодействии.

Этические взгляды Аристотеля

Философ изучал душевные качества человека, которые делил на мыслительные и этические. Именно он ввел термин «этика» для обозначения этих особенностей людей, рассматривал такие добродетельные черты, как кротость, справедливость, благородство, великодушие и др. При этом замечал: «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».

Телеология Аристотеля

Для объяснения процессов движения, изме-нения и развития, происходящих в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и целевые: «Все … причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода – все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрата (например, части), другие – как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, – все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего» должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе». Таким образом, причиной того, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которую приобрела бронза в результате деятельности ваятеля (формаль-ная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил перед собой ваятель (целевая причина или «ради чего», как обычно говорил Аристотель). Аристотелевское учение о конечной, це-левой причине получило название телеологии (от греч. «телеос» – цель).

Физика, космология, биология

Аристотель оставил в наследство потомкам физику, которая просуществовала чуть менее дух тысячелетий и была опровергнута только в начале XVI века знаменитым итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, слово «физика» понималось им шире, чем это принято сейчас, включало и биологию, так что оно было синонимом современного понятия «природоведение». В основе физики лежал принцип, что сила является причиной движения тел (о свойстве инерции Аристотель и не подозревал). Далее, он отказался от демокритовского пустого пространства и заполнил пространство «эфиром» – сплошной средой, не обладающей тяжестью и другими физическими свойствами. В физике Аристотеля всякое тело обладает естественной, присущей ему от природы формой движения. Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой к центру космоса (то есть к центру Земли), если они тяжелые (как земля, вода и сложные тела, в состав которых они входят), либо от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т.п.). В надлунном же, небесном мире естественным является вечное равномерное круговое движение. Насильственное движение земных тел осуществляется под действием силы.

Древние греки предполагали, что Земля имеет шарообразную форму (вспомним этимологию слова «антиподы» – люди, ходящие по отношению к нам вверх ногами на противоположной стороне земного шара), и Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, в два раза превышающий его действительное значение. Надлунный мир, как и у Платона, у Аристотеля является неподвижным и неизменным вечным миром.

Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки. В своих биологических сочинениях он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.

Логика. Аристотель является создателем логики как науки о правильном мышлении. (Правда, сам он называл её «Аналитикой», а название «Логика» она получила в середине XI века). Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов – странство-вавших по Греции учителей-надомников, дававших уроки детям богатых, но не слишком образованных греков, и морочивших им голову с помощью намеренных логических ошибок (софизмов) с целью выманить за уроки побольше денег. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позднее в работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» создал теорию правильного дедуктивного рассуждения (так называемую силлогистику). Только в середине XIX столетия были заложены основы современной, символической логики, не опирающейся на аристотелевские принципы.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Мировоззрение Аристотеля

Как философ, осмысливал Аристотель существование мира и человека в нем, то, что в наше время называется мировоззрением. Его взгляды были такими:

  • Единым двигателем мирового развития он считал существование Бога. С Аристотеля начинается философская теология.
  • В фундаментальном сочинении «О душе» он развивает идею души как неотъемлемую от тела внутреннюю силу. Как части души, он рассматривает память, эмоции, восприятие, знания. К ним же относит пять чувств, через которые человек познает окружающий мир. Рассуждая о способностях человека, ученый говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
  • Аристотель был сторонником геоцентрического устройства мира, то есть считал, что Земля — центр Вселенной. Эти взгляды преобладали до появления учения Коперника.

Аристотель и естественные науки

В трактате «Физика» ученый обозначил общие принципы научных исследований. Эти идеи стали основой развития многих естественных наук, а изучение их и сегодня начинается с упоминания вклада античного мыслителя.

Сам ученый увлекся изучением природы в отрочестве под влиянием отца. Позже он сделал описание растительного мира, а его ученики — животного мира. При этом Аристотель относил растительный мир к одушевленной природе.

Краткая биография Аристотеля показывает, что мыслитель охватил почти все области знаний, которые проходили становление в античный период. Его наследие, дошедшее до нашего времени, составляет около 50 книг — так называемый «Аристотелев корпус». Полные издания сочинений философа появились в Европе в XV века, в XVIII–XIX вв. выходили латинские и греческие издания.

Современному человеку доступны все сохранившиеся сочинения Аристотеля. Востребованность его учений через века — самое красноречивое свидетельство научной значимости античного философа.

Источники

  • https://na5.club/biografii/aristotelya-i-glavnye-temy-ego-otkrytij.html
  • https://stories-of-success.ru/nauka-meditsina/aristotelya
  • https://FB.ru/article/267036/biografiya-aristotelya-kratko-o-drevnegrecheskom-filosofe
  • https://interesnyefakty.org/aristotel/
  • https://obrazovaka.ru/alpha/a/aristotel-aristotle
  • https://www.nur.kz/family/school/1882387-aristotel-biografia-cem-izvesten-citaty-i-aforizmy/
  • https://greciya-ellada.ru/aristotel/
  • https://myfilology.ru/174/filosofskoe-uchenie-aristotelya/
  • https://FB.ru/article/380406/po-aristotelyu-chelovek—eto-uchenie-aristotelya-o-cheloveke
  • http://www.SoleCity.ru/philosophy/aristotel

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: