Что такое "Внутренний родитель", и как управлять этим состоянием? Внутренний ребенок, внутренний родитель, внутренний взрослый — как их подружить?

Психологическая структура личности: Внутренний Родитель

Эго-состояния: ребёнок, взрослый, родитель

Ребёнок — Взрослый — Родитель. Психология считает, что в нас эти три состояния всегда присутствуют. В разных соотношениях: кто-то всю жизнь остаётся ребёнком, кто-то превращается в вечного «папочку» или «мамочку» для себя и окружающих, кто-то становится до скуки серьёзным и адекватным — слишком взрослым. В психологии ребёнок, взрослый и родитель — не просто модели поведения. По большому счету это части вашей личности, каждая из которых имеет право на существование. И то, насколько они дружны между собой, в конечном итоге зависит качество вашей жизни.

Ребёнок, Взрослый, Родитель — в психологии (теория принадлежит Эрику Берну) это так называемые эго-состояния. Не стоит путать их с ролями, которые мы исполняем в жизни, — например, когда мы играем роль взрослого по отношению к реальному ребёнку. Подобные роли мы, так или иначе, исполняем осознанно с учетом места, которое занимаем в социуме.

Эго-состояния включаются в нас автоматически и говорят о том, кем мы являемся прежде всего для самих себя. А также: кем мы становимся для других неосознанно — например, «усыновляемся» ко всем подряд, если эго-состояние ребёнка перевешивает, или, наоборот, опекаем, если преобладает эго-состояние родителя.

Ребёнок

В этом состоянии заложен отголосок нашего детства — в нём чувства и потребности, которые мы испытывали, когда были детьми. Это проявление нашей внутренней реальности, какой она была до 6-8 лет.

Ключевое слово этой внутренней реальности — «Хочу!»: хочу играть, кататься на качелях, есть мороженое… В своем позитивном проявлении это состояние дает ощущение выросших крыльев, воодушевление, вдохновение. Когда хочется радоваться этому миру, кричать от счастья, весело бежать куда-то.

Желая только развлекаться и играть, ребёнок не интересуется последствиями своего поведения. Тем более он не занимается никаким планированием, формированием, распределением ресурсов.

Для состояния ребёнка не существует ни запретов, ни социальных норм. Точнее, он не понимает и не хочет понимать, что это такое. Ему всё «вынь да положь». Как конкретно «вынь» и каким образом «положь» — не его дело.

Когда ребёнок сталкивается с запретом, с невозможностью исполнить его «хочу», начинаются протесты, обиды, капризы, плач — проявляется негативный аспект этого эго-состояния.

Искренний Ребенок

Символизирует желания, которые идут из детства, не несут никакого практического смысла, но делают нас счастливыми. «Мне не хватает решимости в движении вперед и способности все доводить до конца, — признается Елена. — Хотела создать интернет-магазин, чтобы продавать свои работы, занималась его созданием ночами и по выходным. Днем я работала, а вечерами училась. Ни на что не хватало времени, я перестала встречаться с друзьями и куда-то ходить, кроме дома, работы и института. В результате я так устала, что решила отложить интернет-проект, а когда времени стало больше, потеряла к нему интерес».

«Девушка уверена, что ей не хватает упорства и целеустремленности Взрослого, но проблема в том, что в ней подавлен Ребенок, — считает Марина Мяус. — Та часть, которой не хватало жизни как праздника: встречи с друзьями, общения, веселья. Порой нам кажется, что мы не можем чего-то достичь потому, что слишком инфантильны. На самом деле современному человеку, живущему в мире жестких регламентаций и нацеленности на достижения, просто не хватает радости Ребенка».

Без осуществления детских желаний трудно двинуться вперед. Именно Ребенок дает силу и тот яркий заряд, без которого невозможно реализовывать «взрослые планы», требующие дисциплины и собранности.Дитя, живущее в нас, помнит раны и обманутые надежды. Смысл этого упражнения — помочь нам прислушаться к голосу этого ребенка и обрести чуть больше внутренней свободы.

Родитель

В этом состоянии главным для человека становятся требования его собственных родителей или тех, кто эту социальную роль выполнял — например, учителей. Или даже его кумиров, реальных или воображаемых — как вариант: любимых книжных героев, которые поступали «правильно».

Ключевое слово для родителя — «Должен!». Правила, нормы, обязанности, традиции — это епархия родителя.

В позитивном ключе это всё проявляется как ответственность за свою жизнь, умение вовремя остановиться и сказать веское «нет», не поддаться на соблазны, ведущие «не туда». И готовность давать себе любовь и поддержку.

Негативная сторона проявляется в автоматизме — бездумном следовании нормам, просто потому что так «надо». А также в критике в свой адрес, часто повторяющей когда-то сказанное значимыми взрослыми: «руки не оттуда растут», «весь в отца», «а вот соседский Вася лучше».

Состояние родителя подразумевает, что большинство реакций и решений производятся на полном автомате. Установленные шаблоны препятствуют любым кардинальным изменениям. Благодаря этому, родитель опекает ребёнка — обеспечивает его безопасность. Но заодно — устраняет всё, что связано с детской радостью.

Контролирующий Родитель

Как правило, собирательный образ тех взрослых фигур, которые были авторитетны для нас в детстве и юности: родителей, старших знакомых, учителей. Причем возраст человека не играет принципиальной роли. «Важно, что именно он давал нам ощущение: так можно поступить, а так нельзя, — объясняет психолог. — По мере взросления образы этих людей объединяются, сделавшись и частью нашего Я». Родитель — это внутренняя цензура в каждом из нас, наша совесть, которая ставит моральные запреты.

«На работе несправедливо уволили мою коллегу, — рассказывает Арина. — Вся ее вина была в том, что она честно выступала против неправомерных действий руководства. Все в коллективе тогда молчали, боясь потерять работу, и я тоже не поддержала ее, хотя она боролась не только за свои, но и наши общие права. Я чувствовала себя виноватой за свое молчание, и после этого обстоятельства стали складываться не в мою пользу. Клиенты, за которых была ответственна, отказались от услуг нашей компании. Меня лишили премии и важного проекта. Похоже, теперь я и сама рискую потерять работу».

«История Арины — классический пример того, как человек, идущий вразрез со своей совестью, неосознанно создает ситуации, в которых сам себя наказывает. В данном случае, начинает хуже работать, — объясняет Марина Мяус. — Так действует Внутренний Родитель».

Мы часто задаемся вопросом — почему многим людям, совершающим страшные поступки, все сходит с рук? Просто они не чувствуют себя виноватыми, потому,что Контролирующий Родитель у них не выражен. Эти люди живут без ориентиров и принципов, не мучаются угрызениями совести и не приговаривают себя к наказанию.

Взрослый

Кардинально разный подход в принятии решений, исходя из таких часто противоречащих друг другу состояний, становится причиной неразберихи в жизни. Например, когда происходит перекос в сторону состояния ребёнка, мы склонны к безответственности, к трате денежных средств просто «потому что захотелось», к пусканию ситуаций на самотёк. При перекосе в сторону состояния родителя мы теряем вкус к жизни, слепо выполняя то, что «должны».

Чтобы примирить эти две крайности между собой и привести жизнь в конструктивное русло, необходим третий элемент — эго-состояние «взрослый».

Можно было бы придержаться упрощенной точки зрения и сказать, что взрослый — это тот, в ком гармонично живут и взаимодействуют внутренний ребёнок и внутренний родитель. Но, пожалуй, это всё-таки самостоятельная часть. Более того, эта та часть, которая в идеале должна преобладать над остальными двумя и иметь решающее значение.

Взрослый, являясь посредником между ребёнком и родителем, регулирует их деятельность. В своих действиях он не основывается ни на сиюминутных желаниях, как ребёнок, ни на стереотипах, как взрослый.

Он старается мыслить объективно, рационально, руководствуясь имеющимся опытом и знаниями. Он обрабатывает информацию, расставляет приоритеты и делает выводы о том, как поступить в той или иной ситуации.

Как беспристрастный судья он прислушивается и к мнению родителя, и к мнению ребёнка, но принимает собственное решение.

У него тоже есть минусы. Этические ценности и убеждения для него не важны — это епархия родителя. Он не способен радоваться жизни и открыто проявлять эмоции — это привилегии ребёнка. Так что человек только с одним эго-состоянием взрослого больше будет походить на бездушного робота.

Но стопроцентных взрослого, родителя, ребёнка и не бывает. По факту все три состояния в нас есть всегда — в том или ином соотношении. Ведь даже маленький ребёнок начинает перенимать черты родителя, а иногда и мыслит не по-детски разумно как взрослый. И наоборот: даже в самом серьёзном взрослом живет ребёнок.

Бесстрастный Взрослый

Это рациональная часть нашего «Я», призванная анализировать обстановку и принимать решения. Взрослый — наша осознанность, которая дает возможность подняться над ситуацией, не поддаваясь ни чувству вины, которое накладывает Родитель, ни беспокойству Ребенка.

«Это наша опора, которая помогает сохранять присутствие духа в трудных жизненных ситуациях, — говорит эксперт. — Вместе с тем Взрослый может объединяться с Родителем, и тогда из-за гипертрофированного рацио-начала мы лишаемся возможности мечтать, замечать радостные детали жизни, позволять себе удовольствия».

Оптимальное соотношение

Соотношение (50% взрослого и по 25% родителя и ребёнка) считается одним из оптимальных. Другой эталонный вариант — присутствие в личности по трети от каждого состояния.

Это нормально — «включать» в себе по мере необходимости: ребёнка — чтобы порадоваться жизни, родителя — чтобы позаботиться о безопасности, взрослого — чтобы взвесить все «за» и «против».

Главное, чтобы не было переборов с одним из состояний, что может привести к неадекватности в отношениях с другими людьми. А это, увы, происходит постоянно.

Например, подчиненный перед начальником вдруг начинает лепетать и говорить тоненьким голосом словно ребёнок, а начальник наоборот становится на место строгого родителя и журит своего сотрудника. Бывают и крайности, когда с виду вполне взрослый и адекватный человек вдруг обижается на какую-то нелепость и начинает хныкать словно младенец.

Часто в отношениях один из партнеров начинает «усыновляться/удочеряться» к другому, вести себя инфантильно. Другой же и рад выступить в качестве доброго покровителя — родителя. Модель «парень-девушка» / «супруг-супруга» меняются на модель «родитель-ребёнок», и это приводит к большим проблемам. Правила, работающие в одной сфере, становятся разрушительными для другой. Хотя всё, конечно, индивидуально и зависит от конкретного случая.Чтобы поддерживать баланс своих эго-состояний, придется поддерживать осознанность. Почаще себя спрашивать: «Как я сейчас себя веду, как поступаю? Из какого состояния исхожу?»

Хотя зачастую такой баланс устанавливается как бы сам собой. Например, мы с женой как-то работали за ноутбуками в кафе и заговорили о том, почему в любимом заведении за чашкой кофе продуктивность возрастает в несколько раз в отличие от работы дома или в офисном пространстве. Оказывается, всё просто: пока внутренний ребенок увлечен вкусняшками и впечатлениями (сладости, вкусный кофе и уютное местечко), а внутренний родитель следит, чтоб ребенок никому не мешал и вел себя прилично, внутренний взрослый получает возможность работать в спокойной и деловой обстановке,

Если отслеживать подобные случаи оптимального взаимодействия эго-состояний в отдельных сферах своей жизни, будут видны возможности реализовать его и в других областях, что постепенно будет приводить к гармонии и равновесию в жизни в целом.

Как же рождаются эти мысли? Где их источник?

Мозг человека начинает развиваться еще в утробе матери: ребенок слышит голоса и «записывает» их на подкорку. За 75 лет, которые в среднем живет человек, в его мозгу помещается целый хор. Это тысячи, сотни тысяч людей, с которыми он взаимодействовал, и каждое услышанное слово — след.

Есть люди, чьи слова стали фоном, невнятным шумом, остались незамеченными сознанием. Но есть голоса, которые приобрели особую значимость, — голоса родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей. Это те люди, которые находились рядом в период развития нашей личности. Благодаря их голосам шаг за шагом формировалось наше мышление. Вот почему все мысли, которые поначалу кажутся монологом, превращаются в нашей голове в диалоги. Согласитесь, внутри себя мы всегда с кем-то говорим, на кого-то злимся, кому-то что-то доказываем, с кем-то смеемся.

Чьи голоса звучат внутри нас?

Американский психолог и психотерапевт, создатель транзакционного анализа Эрик Берн посвятил свои труды изучению мыслей и сценариев человека и сделал акцент на трех аспектах личности: внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый.

4 типа Внутреннего Родителя по отношению к Внутреннему Дитя

В зависимости от типа отношения к Внутреннему Дитя я выделяю 4 типа Внутреннего Родителя.

4 типа Внутреннего Родителя: психо-матрица от психолога счастья

Есть 2 пары отношений и обращения из Родителя в Ребенка:

  1.  Забота или Контроль.
  2. Любовь или Игнорирование.

Исходя из этих пар-осей в психологической структуре Внутреннего Родителя я выделяю 4 психо-типа с условными обозначениями: ЗР=Заботливый Родитель, КР=Контролирующий Родитель — название психотипов — это сугубо мой копирайт, если не согласны — придумайте свою типологию, «+» и «-« здесь говорят о здоровой или негативной составляющей ВР:

  • ЗР+ ОПЕКУН или Адекватная Мама. Воспитатель. Поддерживающий. Хвалящий. Ласкающий. Дружелюбный. Принимающий.

  • КР+ МЕНТОР или Адекватный Папа. Ставящий в рамки. Наставник. Задающий берега. Контролирующий. Показывающий путь.

  • ЗР- НАСЕДКА или Гиперопекающая Мама. Сковывающий инициативу. Удушающий любовью. Делающий за Дитя. Спаситель.

  • КР- ТИРАН или Гиперкритикующий Папа. Ограничивающий. Критикующий. Подавляющий. Наказывающий. Преследователь.

Сразу оговорюсь. Мама и Папа так названы условно. Опять же ваш Внутренний Родитель содержит в себе все 4 типа, но как и с Внутренней Девочкой — преобладает только один.

Если ваш ВР больше Заботливого (Воспитывающего) типа и направлен своей заботой больше вовнутрь (Любовь к себе), у вас должно преобладать Свободное Дитя, наружу — вы Спасатель в Треугольнике НЕ-счастья.

Если Ваш ВР больше Контролирующего (Критикующего) типа и направлен вовнутрь — в структуре личности у Вас выражено больше Адаптивное Дитя, наружу — вы Преследователь.

Формирование “Внутреннего взрослого”

Взрослость — это наша осознанность, наша независимость от нахлынувших эмоций и переживаний, это здравый смысл в принятии решений. Взрослая часть личности адекватно смотрит на то, что происходит вокруг и ведёт себя соответственно, исходя из пользы для себя и окружающих. Такой человек готов к диалогу, открыт изменениям, способен увидеть свою неправоту.

С самого раннего детства в выражениях родителей можно услышать фразу: “ты ведь уже взрослый(ая)”. Но почему-то эта фраза проскакивает всегда в “удобных” для родителей ситуациях. В этой ситуации ты взрослый, а в другой ситуации: ты ещё маленький. И возникает непонимание: “я взрослый или всё-таки маленький?”. Именно в эти моменты начинает формироваться наш “Внутренний взрослый”, а если перегнуть палку, то и деформация эго-состояний.

Ребёнок учится вести себя как взрослый, совершать определённые действия, сравнивать, говорить (отличая уместное от неуместного), анализировать (в силу своего опыта и возможностей), брать ответственность на себя за свои поступки. Естественно, этот процесс контролируют родители, и в этот момент параллельно укрепляется “Внутренний родитель”, формируя мировоззрение: хорошо, плохо, надо, можно, нельзя и т.д.

Часто бывает так, что человек вырастает, по внешним признакам становится взрослым мужчиной или женщиной, но по внутреннему состоянию не всегда становится взрослым. Ожидание и реальность иногда не совпадают, и человек живёт в состоянии либо “недовзрослевшем”, либо “перевзрослевшим” не по годам.

Как проявляется Внутренний родитель?

Функции Внутреннего родителя разнообразны. Они такие же, как и функции реального родителя: поддержка, оценка, контроль. Единственным отличием является то, что в этом случае добавляется частица – «само» – самоподдержка, самооценка, самоконтроль. И это нормально. Взрослый, здоровый человек способен к различного рода само-влиянию и само-воздействию на себя. В речи это проявляется присутствием возвратных местоимений – сам себя.

При всем индивидуальном разнообразии этой инстанции, если сильно упрощать, то можно сказать, что Внутренний родитель может быть дисфункциональный и гармонично функционирующий (далее по тексту плохой и хороший. В терапии приходится встречаться с клиентами с «плохим внутренним родителем», являющимся причиной их многочисленных психологических проблем.

Работая с клиентами с этой частью их Я, я прошу их дать название этой части. Чаще всего звучат следующие определения: Внутренний Контролер, Строгий Учитель, Жестокий Тиран, Внутренний Жандарм. Это примеры плохого внутреннего родителя.

Деструктивное проявление “Внутреннего родителя”

Взрослый человек сам является для себя “Внутренним родителем”, и если в этом состоянии есть “сбой”, то:

  • Человек зависим от чужого мнения.
  • Постоянно ждёт одобрения.
  • Имеет низкую самооценку.
  • Контролирует себя и подгоняет под надуманные нормы.
  • Слишком требователен к себе.
  • Чувствует неуверенность и дискомфорт.
  • Постоянно ругает себя, стыдит, винит.
  • Ему важно получать одобрение, восхищение, поддержку, похвалу, сочувствие, подбадривание, но он этого не получает.

Такой человек стыдится попросить о помощи или заявить о своих чувствах или потребностях, ведь автоматически всплывают убеждения: нужно терпеть; от меня и так много проблем; боюсь не оправдать ожиданий; я буду должен, и мне нечего дать взамен; страх показаться некомпетентным; страх показать свои чувства и желания.

У такого человека очень много ограничений, негативных оценок себя и своей деятельности, контроля.

Такой человек часто критикует саму личность, а не действия, придирается: “ты плохой”. Настаивает на чужих установках и ориентирах, которые, по его мнению, приняты в обществе: “все так делают”, “я так сказал”, но объяснить не может — “так принято”, “нужно быть, как все”.

Это фактически тот самый авторитетный для вас взрослый, чей голос и чьи убеждения звучат у вас в голове, и вы транслируете их в окружающий мир. Ничего удивительного, что эти установки и убеждения передаются по наследству.

Как в детстве поступали с нами, так мы сами поступаем с другими и с самим собой.

Здоровое проявление «Внутреннего родителя»

Такой человек заботится о себе и о других, поддерживает, защищает, верит в себя и помогает другим поверить в их самих, умеет отделять полезные жизненные ценности и установки от бесполезных. Он любит себя, у него хорошая самооценка, он умеет поддерживать и подбадривать.

Такие люди выросли в гармоничных семьях, наполненных любовью и заботой, где делятся с родными только самым лучшим, и правильно реагируют на негатив. Но, к сожалению, таких меньшинство.

Такое обучение происходит в течение жизни, пока ребенок наблюдает за действиями своих родителей. Именно наблюдает, особенно когда слова и действия родителей расходятся, ребенок верит действиям.

Например, глядя на своих родителей, ребенок учится любить своего партнера, детей, родителей, обращаться с животными, взаимодействовать с другими людьми. Он запоминает, как нужно выражать любовь, радость, счастье. Учится как это быть мамой, папой, как дарить друг другу радость и проявлять уважение.

Когда ребенок слышит, как родители общаются друг с другом, он делает вывод: я должен буду точно также общаться. Ругаются ли они, орут друг на друга, или говорят ласковые слова и поддерживают, это не важно, важно то, что ребенок все это записывает внутри себя.

Функции родителя – заботиться о себе и других, поддерживать, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, оценивать, одобрять и критиковать, оказывать помощь, контролировать.

Например, как мы получаем желаемое? «Ребенок» видит то, что ему нравится, загорается желанием, «взрослый» оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. «Родитель» контролирует и говорит нам – «делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

Источники
  • https://www.pravdaonline.ru/psihologiya/ego-sostoyaniya-rebyonok-vzroslyj-roditel/
  • https://www.psychologies.ru/standpoint/roditel-vzroslyiy-rebenok-kak-priyti-k-vnutrennemu-balansu/
  • https://lifeacademy.ru/articles/vnutrenniy-rebenok-vnutrenniy-roditel-vnutrenniy-vzrosliy-kak-ih-podruzhit
  • http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/psixologicheskaya-struktura-lichnosti-vnutrennij-roditel/
  • https://samopoznanie.ru/articles/sostoyanie_vnutrenniy_vzroslyy_ego_proyavleniya_i_kak_s_nim/
  • https://econet.ru/articles/sam-sebe-roditel
  • https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_vnutrenniy_roditel_i_kak_upravlyat_etim_sostoyani/
  • https://Journal.Psiteh.com/lenta/vnutrenniy-roditel

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector