Кризис трех лет: симптомы, трудности периода. «Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления

Кризис 3 лет у ребёнка: признаки, сколько длится, советы родителям от психолога

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

“Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!”
кризис 3 лет

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис – это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика. Смотреть стоимость услуг детского и семейного психолога в Краснодаре можно здесь.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

Когда начало?

foto16009-2
Многие ошибочно полагают, что ровно в 3. Однако на самом деле это не так.

По словам психологов, кризис не имеет четких возрастных границ. У кого-то он может начаться раньше, например, в 2,5 года, а у кого-то в 3,2. Это не отклонение от нормы, поскольку все зависит от особенностей ребенка.

Интересно, что у девочек кризисный период может начаться немного раньше, поскольку они быстрее, чем мальчики понимают, как манипулировать взрослыми и отстаивать свое мнение.

Период длительности

На этот вопрос также нельзя ответить однозначно. Есть дети, у которых дело обходится парой скандалов и конфликтов. После этого они снова становятся идеальными.

Однако в большинстве случаев все растягивается на срок от двух недель до полутора месяцев. Но и это еще не все. В особо сложных случаях кризис затягивается, дети держат родителей в напряжении вплоть до 4-5 лет.

Длительность кризиса 3 лет определяется несколькими факторами:

  • поведение родителей, согласованность действий мамы и папы;
  • характер самого ребенка;
  • методика воспитания, которую выбрали взрослые.

Также роль играют усилия, прикладываемые ближайшим окружением для того, чтобы облегчить течение кризиса.

Как проявляется кризис 3 лет

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Упрямство

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Своеволие

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Протест ребенка

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Деспотизм

Деспотизм ребенка

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Как пережить кризис трёх лет

Несмотря на внешнюю негативную окраску кризисного состояния, бояться его не стоит. Кризис – это закономерное явление в развитии психики человека. Однако то, как он будет протекать, сколько продлится и каким ребёнок из него выйдет, зависит от поведения родителей в отношении детей. Чаще всего яркое проявление симптомов кризиса трёх лет имеет место там, где взрослые просто не заметили, что ребёнок вырос и вовремя не изменили свой подход к воспитанию.

Существует ряд рекомендаций, которые помогут установить конструктивные взаимоотношения с ребёнком, сгладить негативные проявления кризиса и быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

Проявлять терпение и любовь во взаимоотношениях с ребёнком

Терпение для родителей – самое важное качество. Быть терпеливым – это значит реагировать на все действия ребёнка без срывов и раздражения, сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях. Раздражаясь, взрослые лишь научат малыша тому, что выходить из себя – это вполне нормально. Терпение родителей поможет ребёнку обрести уверенность в собственных силах.

Быть терпеливым – значит быть любящим родителем. Малышу жизненно важно знать и чувствовать, что его любят. Взрослые должны быть готовы принять ребёнка в любом его состоянии и вселить в него уверенность в том, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Всегда нужно оценивать совершённый поступок, но не самого ребёнка. Если он выполнил всё, о чём его попросил взрослый, необходимо похвалить малыша за старания. При этом подчеркнуть, что он послушный и у него всё отлично получается. Когда ребёнок чувствует, что его понимают и принимают, тогда ему легче справиться с трудностями, и порой он отступает от своих требований.

Избегать авторитарного стиля воспитания и гиперопеки

Между ограничениями и вседозволенностью необходимо соблюдать баланс. Слишком жёсткое и строгое воспитание ломает ребёнка, подавляет его активность и самостоятельность. Психологи считают, что такой стиль воспитания является небезопасным для детей. Чрезмерные ограничения независимости ребёнка, постоянные наказания и высмеивания попыток самостоятельности могут привести к безинициативности, потере интереса к познанию, отставанию в развитии волевых качеств. Кроме того, высокая авторитарность в отношениях с детьми препятствует формированию адекватной самооценки ребёнка.

Гипреопека также опасна для детей, как и авторитарность. Из-за своей тревоги за малыша, родители значительно ограничивают свободу действий ребёнка, и тем самым не дают ему полноценно развиваться. Пассивность, неуверенность в себе, неумение принимать решения самостоятельно и находить выход из сложной ситуации – последствия чрезмерной опеки человека в детстве. Кроме того, дети очень чувствую родительскую тревожность, которая, в конечном счёте, переходит к ребёнку и проявляется в виде различных страхов.

В семьях, где центром всего является ребёнок, часто наблюдаются острые конфликты в детско-родительских взаимоотношениях и симптомы кризиса выражены наиболее ярко. Там, где родители предоставляют детям достаточно свободы для деятельности, не душат их излишней заботой или наказаниями, ребёнку нет необходимости воевать с ними. Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности.

Придерживаться единой воспитательной позиции

Все взрослые, которые участвуют в воспитании ребёнка, должны выдвигать одинаковые требования. Не должно быть такого, что мама что-то запрещает, а бабушка это разрешает. Также важна и последовательность в требованиях. Если какое-то действие запрещено, то пусть оно будет под запретом всегда – и сегодня, и завтра. Последовательность и согласованность в требованиях поможет ребёнку легче приспособиться к новым правилам и соблюдать их. В противном случае малыш запутается в разрешениях и запретах, что неизбежно приведёт к возникновению конфликтов.

Нужно настроиться на то, что малышу придётся неоднократно объяснять, почему и для чего существует то или иное правило.

Здесь родителям придётся проявить выдержку и продемонстрировать спокойную уверенность в своём поведении. С ребёнком нужно разговаривать на равных, не повышая голос. Важно помнить, что требования должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Порой ожидания родителей, связанные с поведением ребёнка, могут кардинально расходиться с тем, на что он способен в данный период жизни.

Считаться с мнение ребёнка

Ребёнок взрослеет, у него появляется своё мнение, желания и интересы. Чтобы малыш рос самодостаточной личностью, ему нужно в определенный момент отделить «своё» от «родительского». Поэтому необходимо уважать стремление ребёнка действовать по своему усмотрению, иметь собственное мнение и держать слово. Не нужно пытаться «сломить» волю малыша и настаивать на своем в любой ситуации. Иногда можно уступить ребёнку и разрешить ему самому принять решение. Таким образом он получит важный опыт отстаивания своих интересов.

Чтобы конфликты не разгорались по любому поводу, ребёнок должен чувствовать, что взрослые общаются с ним на равных. Ему нужно предоставит право выбора. Конечно, выбор малыша не всегда может устроить взрослого, тем более, если это касается его безопасности. Тогда родителям можно пойти на маленькую хитрость и создать ситуацию ложного выбора. Например, на улице ветреная погода, а ребёнок не хочет надевать шапку. Маме нужно подойти к нему с вопросом: «Ты какую шапку хочешь надеть – синюю или зелёную?». В этой ситуации важно, чтобы малыш всё-таки надел шапку и не важно, какого она будет цвета. В то же время, мама интересуется и мнением ребёнка при выполнении правила. Этот метод применим практически во всех сферах деятельности. Можно интересоваться мнением ребёнка при выборе пути в магазин, что приготовить на обед, какую ему купить футболку. И пусть это мелочи, но для малыша очень важно, что взрослые интересуются его мнением.

Выходом из конфликтной ситуации может стать поиск компромиссного решения, когда учитываются интересы и взрослого, и ребёнка. Например, можно предложить ему посмотреть одну серию мультфильма и пойти на прогулку, а по возвращению домой досмотреть понравившийся сериал. Так ребёнок будет понимать, что конфликт можно разрешить мирно, без истерик.

Поддержать инициативу ребёнка, стремление к самостоятельности и независимости

Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности. В этот период необходима перестройка отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Всё, что ребёнку по силам и не нанесёт вреда, пусть выполняет самостоятельно. Там, где он пока не справляется сам, можно предложить помощь, но не делать всё за него, а показать, обучить. Нельзя насмехаться над неудачей малыша и говорить, слова типа «Я же говорила, что ничего из этого не получится». Так ребёнок будет чувствовать себя сломленным и потеряет интерес учиться новому. С каждым днём у малыша будет расширяться круг его умений и дел, с которыми он самостоятельно может справиться. Это будет способствовать развитию уверенности в себе. При этом нужно подчёркивать его самостоятельность. Детям это очень нравиться. Они воодушевляются к новым действиям.

Некоторое недовольство ребёнка в этот период – важная часть процесса становления личности. Если ребёнок упрямится и не хочет заниматься тем, что ему предлагают родители, следует оставить попытки увлечь ребёнка какой-то деятельностью. Пусть он побудет один и займётся тем, чем хочет. Скоро малышу станет скучно, и он придёт к родителям. Тогда ему можно будет предложить всё то, от чего он отказывался раньше. Делать это нужно ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, как бы невзначай, чтобы не спровоцировать отказ ребёнка снова.

Использовать сюжетно-ролевую игру как способ преодоления кризиса

Когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, можно найти выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущим видом деятельности. В игре ребенок оказывается тесно связанным с социальным миром взрослых. Здесь он может попрактиковаться в независимости и самостоятельности и действовать по своему усмотрению.

Сюжетно-ролевая игра отражает социальные связи, правила и нормы поведения в обществе, способы взаимодействия с людьми. Эта сфера интересна ребёнку на данном возрастном этапе, и родители смогут использовать её как инструмент обучения и воспитания.

Учить ребёнка выражать чувства словами

В возрасте трёх лет дети ещё не всегда понимают, что они чувствует в той или иной ситуации и почему именно так поступают. Им тяжело контролировать свои эмоции. Но научить этому крайне важно. Иначе ребёнок будет выражать их капризами или агрессией. Неумение осознать свои чувства нарушает контакт с самим собой. При этом малыш не в силах понять, что именно он чувствует, а чего бы ему хотелось на самом деле. Ребёнок путается и не понимает как себя вести.

Единственный способ научиться выражать эмоции словами – пример взрослых.

Они должны говорить о своих чувствах в присутствии ребёнка. При этом нужно использовать простые понятные малышу слова, чтобы он понимал, о чём идёт речь (например, «Я злюсь», «Я разочарован»). Можно использовать сравнения с предметами или животными.

Если родителям не всегда удаётся контролировать свои эмоции в присутствии ребёнка, то необходимо извиниться, попросить прощения за грубое поведение подробно рассказать о том, что они чувствовали и почему повели себя именно так.

Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

Такие проявления кризиса как деспотизм и обесценивание не несут положительного влияния на дальнейшее развитие ребёнка. Поэтому попытки такого поведения лучше пресекать на корню. Если ребёнок во время конфликта начинает драться или обзывать родителей, то здесь нужно показать своё недовольство. Он должен понимать, что делает что-то нехорошее. Но это не значит, что нужно ругать ребёнка. Лучше показать мимикой или интонацией, что это неприятно и обидно и такое поведение расстраивает родителей.

Порой взрослые, чтобы избежать конфликтов, уступают ребёнку и подчиняются его желаниям. Но это путь в никуда. Малыш привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что все в этом мире должно быть так, как он захочет. Чтобы это не закончилось большим разочарованием, лучше сразу установить разумные ограничения, чтобы ребёнок понимал, что каждый человек – это отдельная личность со своими потребностями и желаниями. Родителям важно научиться отделять истинные потребности ребёнка от тех, которые больше являются проявлением авторитарных качеств ребёнка. И в подобных случаях говорить «нет» своему ребёнку, строго, но мягко.

При необходимости обратиться за помощью к специалистам

Когда родители не справляются ситуацией самостоятельно, то лучше обратиться к психологу. Он поможет найти правильные действия в конкретных ситуациях, и наладить контакт с ребёнком.

Эти рекомендации в большей степени направлены на коррекцию поведения родителей в отношении детей и предупреждение проявления негативных симптомов кризиса. Они служат профилактикой конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.

Однако от детских капризов не застрахована ни одна семья. Даже если родители своевременно пересматривают свой подход в воспитании подрастающего ребёнка, время от времени взрослые сталкиваются с внезапно возникшей истерикой. Справиться с ситуацией помогут различные методы и приёмы, которые с успехом используют опытные родители. Однако нужно понимать, что все дети разные. И то, что помогло одной маме в общении с ребёнком, может не сработать в другой семье. Поэтому здесь работа ведётся методом проб и ошибок, пока не найдётся подходящий способ борьбы с капризами и истериками.

Деспотизм

Сложное поведение, когда ребенок пытается заставить окружающих делать то, что ему надо, подчинить себе все. Подобное поведение надо пресекать, иначе ребенок может стать совершенно неуправляемым. Деспотизм может проявляться и в отношении конкретных членов семьи, если понимает, что ими легко манипулировать.

Положительная сторона – формирование силы воли. Ребенок учится стоять на своем, подчинять себе окружающий мир.

Есть опасность проявления симптома в отношении младших брата, сестры. В этом случае надо объяснять ребенку, что все дети равны, у них одинаковые требования к поведению и условия. Нельзя слишком баловать ребенка, потакать всем его желаниям, нужны и некоторые ограничения, чтобы малыш понимал, что не все ему дозволено.

Что делать при обесценивании

foto16031-5
Ребенок начинает ругаться на родителей, дразнить их. Он хочет стать автором своей жизни, перестает быть подчиняемым.

Это не значит, что взрослые должны это приветствовать. Надо показывать, что необходимо проявлять уважение к старшим, формировать силу воли.

Большое значение имеет социализация – общение с другими детьми, взрослыми.

Как вести себя родителям, когда истерика в самом разгаре

Истерика возникает там, где есть запреты и ограничения. Но растить детей во вседозволенности тоже невозможно. Есть ситуации, когда ребёнку лучше сказать «нет!». Масштабы реакции на отказ могут быть самые разные: от непродолжительного плача до катания по полу. Поэтому родители должны быть внимательными и уметь предугадывать провоцирующие ситуации и стараться избегать их. Например, малыш видит большой стеклянный бокал и хочет поиграть с ним. Но это небезопасно: если бокал разобьётся, малыш может пораниться. Родители это понимают и отказывают ребёнку. Отказ провоцирует истерику. В таком случае, лучше будет убрать интересный, но небезопасный для ребёнка предмет с поля его зрения.

Если истерика уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Родители должны сохранять спокойствие и не заострять внимание ребёнка на истерике.
  • Нельзя кричать на ребёнка и бить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерика усилится.
  • Не стоит обращать внимание на косые взгляды окружающих людей. Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребёнка – норма.
  • Если есть возможность, лучше уединиться с ребёнком. Посторонние люди очень любят советовать, как поступить, или могут попытаться помочь маме успокоить малыша, тем самым вызвать еще больший всплеск эмоций у ребёнка.
  • Не приказывать малышу успокоиться. Лучше проговарить спокойным и уверенным тоном его эмоциональное состояние: «Я вижу, как ты расстроен, потому что я не разрешила тебе… Ты сильно злишься из-за этого» и т.д.
  • Если позволяет обстановка, лучше дать малышу полностью прожить свои чувства и не блокировать их – только так он научится их понимать и управлять ими. Но бывают ситуации, при которых ребёнку лучше помочь успокоиться. Тогда можно попробовать переключить внимание малыша, например, на какой-нибудь яркий объект, который сможет заинтересовать ребёнка. Если не получается, нужно просто переждать, пока ребёнок успокоится или попытаться вместе найти компромиссное решение.
  • Когда истерика пройдёт, обязательно нужно обсудить с малышом случившуюся ситуацию, спросить, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как можно выразить эмоции другим способом.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.

Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры, какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.

Изменения после кризиса

Если вы правильно подойдете к этому этапу, то спустя небольшой промежуток времени ваш «маленький монстрик» превратится обратно в приятного и замечательного ребенка, с которым можно найти общий язык и договориться. Кроме того, кроха станет более самостоятельным, у него может быть свой список дел по дому. Не факт, что эту работу он будет выполнять хорошо, однако именно она подарит вашему малышу чувство важности и значимости в семье.

Есть простые советы на тему того, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Пусть вас не расстраивает тот факт, что малыш что-то делает не идеально, начало положено и со временем он сможет выполнять ее лучше. Поручайте ему что-то, что соответствует его возрасту, например, убрать крошки со стола или выключать свет, когда вся семья уходит из дому и т. д.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

Примеры совместных игр

Для ребенка можно придумать разнообразные действия и игры, направленные на развитие:

  1. «Готовка еды». Для этого понадобятся куклы, мягкие игрушки, набор посуды. Таким образом ребенок учится действовать, как взрослый, проявлять самостоятельность. Не стоит прерывать игру советами, пусть малыш сам решает, что ему делать.
  2. Поделки. Творчество развивает усидчивость, креативное мышление. В процессе надо хвалить малыша, ненавязчиво учить его владеть инструментами.
  3. Игра в магазин. Трехлетке отводится роль продавца. Вместо денег можно использовать нарезанные кусочки бумаги с цифрами или приобрести специальную игру. Также в качестве действующих лиц могут выступать куклы, которые ходят в магазин и решают различные вопросы покупки и продажи товаров.
  4. Наблюдение за природой. На улице обращать внимание малыша на деревья, животных, объяснять различные явления, рассказывать про погоду.
  5. Дать «важное задание»: покормить кукол, построить для них домик, насыпать еду домашнему питомцу, полить цветы, создать рисунок. Пусть малыш проявит самостоятельность.
  6. Сочинять сказки вместе с ребенком. Игра формирует творческое мышление, воображение, память, дает возможность малышу проявить фантазию.
  7. Сделать на новый год или другой праздник украшения, подарки собственными руками.

«10 нельзя»: памятка для родителей

  1. Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
  2. Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
  3. Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
  4. Нельзя физически наказывать.
  5. Нельзя кричать.
  6. Нельзя навязывать свою помощь.
  7. Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
  8. Нельзя приказывать.
  9. Нельзя вступать в споры и пререкания.
  10. Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.

О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.

Главные ошибки

foto16031-7
Некоторые ошибки в воспитании детей неизбежны, но лучше их не допускать, чтобы правильно и полноценно сформировать личность подрастающего человека. Что делать не стоит:

  1. Ругать. Малышу может показаться, что родители его не любят. Обвинения способствуют тому, что дети начинают бояться совершить ошибку.Малыш становится робким, перестает проявлять самостоятельность, опасаясь осуждения со стороны взрослых.
  2. Не стоит поддаваться на манипуляции, удовлетворять любую прихоть, только потому, что трехлетка этого хочет. Лучший способ прекратить истерики – не обращать на них внимания. Тогда малыш поймет, что подобный способ воздействия на старших не работает.
  3. Не допустимо наказывать физически – снижается доверие к родителям, падает самооценка.
  4. Кричать. Возбуждение, нервозность взрослых передается детям. Они начинают плакать, не понимают, что от них хотят, им становится страшно.
  5. Приказывать. Чтобы заставить делать что-то, надо действовать твердо, но тактично, лучше, используя игру. Исключение: явная опасность, но и здесь надо действовать аккуратно, чтобы малыша не напугать.
  6. Задабривать подарками. Малыш быстро поймет, что для того, чтобы выполнить нужное действие, он может что-то получить. В итоге перестанет выполнять просьбы просто по требованию взрослых. В дальнейшем это приведет к еще большим проблемам.
  7. Проявлять гиперопеку. Такие дети вырастают несамостоятельными, капризными, с нарушением в поведении.
  8. Пугать. В дальнейшем могут развиться различные страхи, избавиться от которых будет проблематично.
  9. Использовать сложные термины, которые младшему дошкольнику непонятны. Объяснять надо простыми, доступными словами и фразами.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Всегда ли возникают подобные проблемы

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.


[

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: