Социализация: что это такое, виды, этапы, формы. Социализация личности - понятие и сущность, агенты, примеры

Социализация: определение, виды, этапы и стадии социализации личности

Понятие социализации

Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.

Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив. Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным.

В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:

  • социально-психологические;
  • культурные;
  • социально-культурные.

Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер.

Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.

Функции и роль

Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:

  • нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
  • личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
  • творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
  • коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
  • прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
  • ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
  • компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Роль социализации заключается в:

  • самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
  • адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
  • освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
  • построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).

Виды

Социализация — что это такое, как рассматривается

В психологии принято выделять варианты социализации. Например, при половой происходит освоение разных гендерных ролей: девочка, девушка, женщина. Семейно-бытовая форма предоставляет возможности усвоить социальные роли: дочери, матери, жены и т.п. Мальчик перенимает роль сына, мужа, отца и другие.

Первичная социализация

Такой вид еще можно назвать детской. Процесс является неосознанным, на ребенка влияют разные факторы окружающей среды. Именно под их воздействием происходит усвоение норм поведения. В роли проводников выступают родители, родственники, воспитатели.

Чем старше ребенок, тем больше осознанности он начинает проявлять. В возрастных периодах это имеет свои особенности. Например, подросток может отрицать общепринятые нормы и вести себя асоциально. Перед ним появляется выбор, какую линию поведения выбрать.

Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях

Семья является первым местом, где у ребенка формируются представления об одобряемых действиях

Ученые смогли доказать, что первичная социализация возможна только под влиянием внешних факторов. Пример – дети-маугли (малыши, которые выросли с животными) могут адаптироваться к социуму только до 9 лет, потом они навсегда теряют возможность возвращения к нормальному образу жизни.

Вторичная социализация

С взрослением процесс усвоения общественных норм не прекращается. Человек проходит вторичную социализацию, т.е. привыкание к разным коллективам. Например, когда индивид поступает в колледж или университет, ему приходится усваивать новые образцы поведения.

Важно! Сложнее всего процесс проходит при переезде в другую страну, так как приходится менять привычки, традиции.

Не всегда процесс социализации проходит легко. В некоторых ситуациях человеку требуется помощь психолога.

Перманентная социализация

Любое общество не является постоянным образованием. В нем происходят перемены, которые влияют на социализацию. Например, пару веков назад у женщин было не так много прав, а в современном мире они наделены уже большим количеством привилегий.

В жизни каждого индивида тоже проходят перемены. Он может выбрать новую сферу деятельности, переехать в другой город. В социуме устаревают идеалы, появляются другие ценности. Если процесс происходит постепенно, то он не такой стрессовый.

Все иначе, когда перемены носят революционный характер. В таком случае не все люди смогут интегрироваться в новое общество. Легче всего ситуацию перенесут индивиды, которые обладают гибкой психикой. Если социализация проходит плохо, человек ощущает неприятие и дискомфорт.

Организационная социализация

Социализация на работе
Психология понимает под этим процесс, заключающийся в обучении знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. Во время организационной социализации происходит знакомство работника с его будущими коллегами, с принятыми в корпорации ценностями и принципами работы, нормами поведения и дресс-кодом.

Социализация по половому признаку

Социум предъявляет определённые требования к женщинам и мужчинам, которым они должны соответствовать. Так, общество считает, что мальчику необходимо усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, смелость, умение держать себя в руках и не показывать свои эмоции, решительность. В то же время, девочкам полагается быть нежными, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, во время гендерной социализации каждый индивид узнаёт о принятых социальных правилах, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и обучается следовать им.

Досрочная социализация

Под этим понятием понимается репетиция социальных ролей, норм или правил, которых предстоит придерживаться в будущем. Так, личность, мечтающая сделать карьеру в крупной корпорации, будет стремиться к тому, чтобы до собеседования тщательно изучить культуру организации, правила поведения, принятые в ней, её традиции, поскольку это повышает вероятность успешного прохождения собеседования и поступления на работу, а также легкую акклиматизацию в новых непривычных условиях. Именно это раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение данного термина.

Другой разновидностью досрочной социализации может быть решение молодых людей пожить некоторое время до бракосочетания вместе на одной территории, чтобы понять, подходят ли они друг другу, справляются ли с бытовыми проблемами, будет ли их семейная жизнь счастливой.

Этапы социализации личности по А.В. Петровскому

Развитие личности — что это такое в психологии

Концепция социализации ученого А.В. Петровского

АдаптацияИндивидуализацияИнтеграция
Адаптация приходится на период детства, когда у человека активно проходит фаза становления личности. На этом этапе важную роль играют семья, государственные учреждения, самый близкий круг общения. На этом этапе человек сам становится агентом по обучению и воспроизведению уже полученных навыков. Он может передавать навыки своим детям или воспитанникам, оказывать социальное влияние на других индивидов. На этом этапе часто случаются самопрезентации. Окончательный этап формирования человека в обществе. В этот период индивид гармонично существует с окружением, выступает не только в роли объекта отношений, но и в роли субъекта. Самый лучший этап для самореализации и самообучения.

Ученый Петровский имеет свою концепцию по развитию личности

Ученый Петровский имеет свою концепцию по развитию личности

Этап адаптации

Этап адаптации, или первичная социализация, приходится на детство. Эмоциональные и социальные связи, предоставленные ребенку в возрасте до 3-х лет, играют важную роль во всей последующей жизни: во взглядах, поступках, мыслях и т.д.

Важно! Формирование у ребенка навыков социализации может проходить даже через мимические движения. Начиная с 14 дня жизни, ребенок различает и разделяет черты лиц мамы и других людей. Так вот первый навык социализации начинается с обыкновенной улыбки. До годичного возраста ребенок формирует личные привязанности. Перманентная социализация начинает изучаться в этом возрасте, особенно в те моменты, когда ребенок из рук мамы попадает в руки других родственников.

Этап индивидуализации

Этап индивидуализации приходится на отрочество. Это приблизительно ученик старших классов, который получает навыки уже не от семьи, а от окружения, потому как индивид идентифицирует себя как подростка, соответственно, общество, в котором он находится, считает близким по развитию и становлению. В этот период начинается эпоха протестов или жизнь против правил. В основном в ребенке играют гормоны, дальше слов и повышенных тонов протесты не идут, но бывают и другие ситуации. Когда возникает проблема, и подросток не слышит самых близких агентов по обучению навыкам, вмешиваются государственные органы, которые включают его самосознание, объясняют ему законность или противозаконность его действий.

В этом этапе формирования личности подросток может задержаться. Этап индивидуализации может длиться до создания собственной ячейки общества и рождения новых индивидов. Тогда человек становится сам агентом по обучению навыкам.

Этап интеграции

Этап интеграции приходится на самый зрелый период. На этом этапе человек состоялся как личность. Имеет постоянное место работы или свое прибыльное дело, длительный трудовой стаж, что является важным показателем социального фактора. Имеет ячейку общества, воспитывает детей или обучает навыкам менее состоявшихся людей. Именно в процессе интеграции человек несет в массы свой опыт и знания. Самоэффективность в этот период имеет наивысший процент развития.

Этапы социализации по Колбергу

Лоренс Колберг изучал понятие социализации в Гарвардском университете в 90-х годах прошлого столетия. В отличие от предыдущего ученого, Колберг не связывает этапность социализации с возрастными изменениями человека или зависимостью от общепринятых норм. У него выделяется 6 стадий созревания общественных отношений.

Первая стадия включает в себя маленьких детей, у которых нет понятия «плохо» или «хорошо» относительно поступков. На начальной стадии ребенок стремится быть безнаказанным.

Адаптация к обществу начинается с дошкольного возраста

Адаптация к обществу начинается с дошкольного возраста

Вторая стадия относится к периоду, когда ребенок понимает, что за каким-то поступком может последовать наказание, и старается не совершать его. Замещающие поступки совершаются в целях получения похвалы.

На третьей стадии человек различает хорошие и плохие поступки и старается соответствовать общественным требованиям. Четвертая стадия отличается пониманием и поддерживанием интересов социума.

На пятой стадии индивид дает оценку своим поступкам. На этой стадии он думает больше об окружающих, а не о самом себе. Высоконравственное поведение и зрелость ума играют ведущую роль в его жизни. На этом этапе личность способна понять сущность законов общества.

На шестой стадии человек способен создавать свои законы морали, которые воспринимаются социумом как высоконравственные. У индивида закрепляются полученные ранее моральные устои, которым на протяжении последующей жизни он изменить не может по этическим соображениям.

Завершающий этап формирования личности в процессе социализации

Завершающий этап формирования личности в процессе социализации

Стадии социализации личности

Процесс становления каждой индивидуальной личности начинается еще с рождения. Именно на начальных этапах выявляются определенные человеческие качества. Известный немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон стал известным, благодаря своей теории “Психосоциального развития”. В ней он описал все стадии жизни человека и как формируется личность на всех этих этапах.

Первая стадия – младенчество

Эриксон выделил ее в период от самого рождения до первого года жизни. На этой стадии главную роль выполняют родители, но больше всего мать. Она является непосредственно той, с кем дитя находится большую часть времени и познает окружение. Ребенок в ответ на все это начинает доверять миру и не боятся его. В противном случае, если ребенку не будут уделять достаточное количество внимания,то это приведет к нарушению психического развития.

Вторая стадия – раннее детство

Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают приучать ребенка к тому, как правильно есть, ходить на горшок и т.д.

Третья стадия – непосредственно детство

Стадия дошкольного возраста. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, личность, так как он может ходить, говорить, высказывать свое мнение. У него начинает формироваться память, внимание и т.д.

Важно! На этой стадии нельзя подавлять игры ребенка, иначе это приведет к нарушению психики.

Четвертая стадия – школьные годы

Ребенок начинает приспосабливаться к новым людям к обучению, запоминанию знаний. У него формируется взгляд на то, что он есть тот, что он выучил. В школе помогают приобщить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развивают мышление, старание.

Важно! Нельзя подавлять и упрекать ребенка в излишнем веселье, если это кажется родителями помехой для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия – юношеские годы

Эриксон считает это возраст от 12 до 20 лет. Этот период является одним из самых важных, так как именно на подростковом этапе понимается то, чем бы человек хотел заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь.

Шестая стадия – молодость

По Эриксону он начинается в возрасте 20 и продолжается до 25 лет. На этом этапе идет подготовка ко взрослой жизни, выбирается профессия, начинают происходит ухаживания, появляется интерес к близости.

Седьмая стадия – зрелый возраст

Начинается от 25 и продолжается до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, происходит реализация за счет собственных детей, они показывают, что ты им важен и нужен. На этой стадии идет вклад в собственный труд, воспитание детей, удовлетворение от своей жизни.

Восьмая стадия – старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя.Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” – это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой – это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Формы проявлений

Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.

Социализация может проявляться по следующим признакам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
  • личность идентифицирует себя с социальными ролями;
  • человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
  • личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
  • личность развивает самосознание и учится рефлексировать.

Диагностика

Диагностика социализации — это один из инструментов познания явления, который также рассматривается как метод создания условий для дальнейшего обретения навыков социализации.

Функции диагностики социализации:

  • информационно-прогностическая. Заключается в анализе данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются исходными для формирования условий для дальнейшей социализации;
  • оценочно-результативная. Заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных путей в решении социальных и педагогических задач;
  • коррекционно-формирующая. Заключается в предоставлении возможности одновременно выявить недостатки и отклонения деятельности и своевременно ее скорректировать для наиболее результативной социализации.

Критерии социализации личности при диагностике явления включают в себя:

  1. Когнитивные компоненты (знание человека о проблемах в социальной сфере, темпы успеваемости в социализации).
  2. Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, обществу и трудовой деятельности).
  3. Поведенческие компоненты (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность в отношениях с людьми).

Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации личности, выявить наличие травмирующих факторов в процессе ее развития.

Например, тест «Уровни социализации личности», размещенный в учебном пособии, который разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т. А. Бондаренко.

Тест позволяет оценить уровни социализации личности и выявить психологические травмы, которые могли быть получены при взрослении. Тест включает в себя вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.

Что касается оценки социализации учащихся школ, можно отметить «Мониторинг социализации личности учащегося», разработанный М. И Рожковым, доктором педагогических наук.

Цель мониторинга — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сущность тестирования заключается в прослушивании участниками 20 высказываний, по которым необходимо отметить свое согласие или несогласие с утверждениями.

Зависимость от воспитания

Воспитание в первую очередь влияет на степень социализации. И личность, которая проживает вместе с родителями, зависит от их поведения и манер. На формирование характера влияют религиозные взгляды, степень контроля со стороны родственников, отношения в семье и школе. Педагоги изучают процесс социализации вместе с воспитанием. Важно развить у ребенка гуманистическую направленность, что позволит ему стать полезным членом общества.

Формируется социализированная личность под воздействием разных групп. В детстве это родители и ближайшие родственники, в подростковом возрасте — одноклассники и друзья, в зрелости — рабочий коллектив и соседи. А воспитание поможет создать у ребенка нравственную позицию, на основе действий окружающих он сможет развить в себе способность правильно оценивать собственные поступки. При этом задействуются эмоциональная и интеллектуальная сфера характера. В этом случае воспитание будет осуществляться двумя путями:

  • созданием определенных психологических условий;
  • сообщением норм и правил поведения.

Первый вариант простимулирует интересы ребенка и его инициативу, что позволит ему в будущем заниматься общественной деятельностью. Желательно почаще бывать вместе и регулярно разговаривать, объяснять суть нравственных понятий, идеалов и правил поведения. Так детям проще найти свое место в жизни и отличить плохую компанию от хорошей. Оба пути нужно использовать одновременно. Это даст максимальный результат.

Какие социальные институты занимаются социализацией личности?

  • Семья;
  • Образовательные учреждения (детский сад, школа, вузы);
  • Профессиональные группы и группы по интересам;
  • Культура;
  • Религия;
  • Средства массовой информации;
  • Правовая система государства;
  • Вооружённые силы;
  • Пенитенциарная система.

Методы управления

Социализация в психологии – это процесс, который играет решающую роль в развитии личности с раннего возраста. Методы управления социализацией чаще всего используются в воспитании; сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией ребенка.

Компенсация недостатков первичной социализации

Известно, что первичная социализация играет важную роль в приобретении ребенком первых навыков общения и уяснении им норм поведения. Распространенность жестокого обращения с детьми приводит к тому, что целые группы несовершеннолетних становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Неблагоприятно действует на социализацию детей и переживаемая взрослыми людьми упадок самого института семьи. Поэтому воспитание должно выполнить задачу компенсации того внимания, которое не было получено ребенком в семье.

Ее может выполнить педагог с помощью следующих позиций:

  • принятие ребенка таким, как он есть;
  • понимание причин замкнутости ребенка;
  • создание ребенку ситуацию успешности;
  • включение ребенка в ситуации деятельности, где он может чувствовать себя значимым.

Предупреждение или коррекция детских комплексов

Дети часто не уверены в себе из-за чувства своей неуспешности в деятельности. Ребенок чувствует дискомфорт из-за пренебрежительного отношения и недоброжелательности со стороны сверстников, начинает считать свою внешность некрасивой и придираться к себе.

Данные процессы приводят к формированию у ребенка комплексов и выученной беспомощности, что в дальнейшем мешает реализации личности и ее социализации. Поэтому важным является формирование благоприятной среды для развития ребенка и убеждение его в собственной полноценности и нужности.

Расширение социального опыта детей

Формированию здоровой социализации может помочь использование комплекса мероприятий, участие в которых позволяет личности расширить кругозор и освоить опыт гуманных отношений в межличностном взаимодействии.

К таким мероприятиям относятся:

  • экскурсии в музеи, картинные галереи;
  • связь с учреждениями дополнительного образования и культуры;
  • мероприятия социально направленной деятельности (благоустройство архитектурно-пространственной среды, выступление с концертами перед населением);
  • встречи с представителями разных профессий.

Процесс социализации личности – это важное явление, которое начинает проявляться с самого детства. В психологии различают формы, виды и этапы социализации, знание которых, наряду с правильной диагностикой, может помочь своевременно выявить проблемы взаимодействия с обществом и вовремя их скорректировать с помощью методов управления процессом социализации.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Источники

  • https://sizozh.ru/socializaciya-lichnosti-opredelenie-ponyatiya-v-psihologii
  • https://healthperfect.ru/sotsializatsiya-v-psihologii.html
  • https://srazu.pro/socializacia/pervichnaya-i-vtorichnaya.html
  • https://psiho.guru/terminy/chto-takoe-socializaciya-v-psihologii-opredelenie-i-sut-ponyatiya.html
  • https://srazu.pro/socializacia/socializaciya-chto-takoe.html
  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://HeadLife.ru/socializaciya-lichnosti/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector