Что такое креативность: 5 главных составляющих, примеры. Психологические особенности креативности личности

Креативность: что это такое, параметры креативности, как развить креативность

Что такое креативность?

Давайте разберемся, что значит креативный человек. Креативность – это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.

креативные люди это

Креативные люди – это те, кто способен находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач. Они могут разглядеть проблему под разными углами, подчас увидеть ее так, как не видел раньше никто. Тем не менее креативность – это не только новаторство и творчество, это конструктивный способ мышления, приносящий практическую пользу в различных видах деятельности.

Откуда произошло это понятие

Всегда проводилось много различных исследований на проверку IQ, на этот счёт существует множество различных тестов и методик и результаты измеряются в баллах.

И, казалось бы, что у тех, кто обладает самый высоким уровнем интеллекта, и самый высокий шанс достичь успеха в жизни.

Однако это не так.

Благодаря исследованиям было выявлено, что успех в жизни, решение сложных задач, нахождение новых идей, слабо связано с высоким интеллектом, то есть высокий IQ не гарантирует успеха.

Также и получалось в жизни, люди у которых был высокий уровень интеллекта не всегда добивались успеха, однако люди с более низким уровнем интеллекта достигали гораздо большего успеха.

Вот тогда-то исследователи и создали такое понятие как креативность.

Приведу один пример.

Однажды, произошел такой случай, который наглядно демонстрирует силу креативного мышления.

Компания по производству кетчупов решила увеличить доходы. Стандартным решением в такой ситуации было увеличить рекламные расходы, что, по мнению аналитиков, привело бы к росту доходности на 4-5%. Это совершенно немного и такой рост был далек от тех задач, которые стояли перед компанией.

Совет директоров, что называется, занялся мозговым штурмом, они искали решения, но не могли ничего придумать нового.

Что такое креативность

Однако один инженер предложил на первый взгляд простое, но по сути гениальное решение.

Его предложением было просто увеличить размер отверстия на бутылке.

Логика была проста, чем больше выходное отверстие, тем больше кетчупа будет тратиться людьми, тем быстрее кетчуп закончится, а человек пойдёт в магазин, покупать новый.

Это решение не требовало увеличение рекламных расходов, но применив его на практике, они получи рост выручки до 40% .

Это и есть один из примеров креативного подхода, когда мы отходим от стандартных и шаблонных вариантов и находим то, что просто и гениально одновременно.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Самоуверенность

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Чем отличается креативность от творчества?

Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.

творческий креативный человек

Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность – способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.

Признаки креативного человека

И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.

что значит креативный человек

По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?

  • Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
  • Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
  • У креативных людей отличное чувство юмора.
  • Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
  • Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
  • Им интересен сам процесс, а не только результат.
  • Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
  • Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
  • Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
  • Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
  • Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.

1. Пренебрежение стереотипами и правилами.

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

2. Способность фантазировать.

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

3. Наблюдательность.

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

4. Невосприятие рутины.

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

6. Ранимость перед критикой.

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может обидеться даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

Где нужна креативность

Везде! И всегда! Даже ночью, во власти страшного сновидения спящий ищет выход из неприятной ситуации. И ведь находит. А в череде дней решать вопросы весело и бог велел.

Креативность даже в мелочах доставляет радость. Утром, когда ты полон сил, не стоит растягивать план на день, если его реально выполнить за несколько часов. Правильное распределение сил – тоже повышает кпд физической возможности организма.

Пример из жизни

Я летом ложусь спать в 22-00 и встаю в 5-00, чтобы по холодку постричь газон, собрать овощи, выдернуть сорную траву, поставить полив и т.д. Солнце в июле печёт нещадно и при температуре 35 градусов с 8-00 до 18-00 работать продуктивно невозможно.

Если спать до 8-00, то день будет потерян, а если включиться в работу, пренебрегая здоровьем, то восстановиться будет нелегко. За три часа, т.е. с 5-00 до 8-00 я делаю работу, которые растягивают на день, а то и на два.

После 8-00 я работаю в доме и в комфортной обстановке. Работаю за компьютером, помогаю супруге по хозяйству или отдыхаю. При подобном графике, когда есть время для работы и отдыха, организм справляется с нагрузкой.

Нет наваливающейся усталости от зноя и непосильной работы. Каждый прожитый день насыщен сознанием, что (да, чёрт побери) я креативен – я принёс пользу семье и детям. Мне нравится быть полезным. У меня всегда хорошее настроение, когда среди близких – мир и спокойствие. Пораньше встанешь – подальше пойдёшь (в хорошем смысле, разумеется).

Нет, я не конструктор аэробусов, не написал «Тайную вечерю». Но оправданный оптимизм – разве это не креативно? Креативность – это ноша, которую ты пронесёшь с максимальным эффектом. А она у каждого своя.

Пример из бизнеса. В начале 90-х начал заниматься книжной торговлей. Поначалу скупали всё, что привозилось. К 1994 году народ наелся мушкетёрами, унесёнными ветром и поющими в терновнике.

Многие столкнулись с тем, что растут неликвиды. Пришлось к покупателям искать индивидуальный подход. Не все книгопродавцы понимали, чем словарь Миллера отличается от словаря Ожегова. Мы оптимизировали неликвид, собрали реестр книгоманов и договорились с книжными магазинами, школами и учебными заведениями об оптовых поставках по ценам, которые были ниже централизованных.

Была проделана огромная работа, но в результате мы сохранили бизнес, расширили его, а потом плавно перешли в продовольственный сегмент. Почему? У населения появились другие ценности.

Профессии для креативных людей

Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.

Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.

Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

что означает слово креативный человек

Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.

Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

1

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее. То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен. А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Методики для развития креативного мышления

Творческий потенциал есть практически у каждого человека, но тренировать его все равно необходимо. Чтобы генерировать идеи легко и быстро, существует несколько полезных упражнений.

Ассоциации

Назовите слово и подберите к нему метафоры, неожиданные эпитеты и интересные сравнения. Чтобы научиться видеть необычное в обычном, можно читать художественную литературу. Например, Чехов описывал настроение как «мармеладное», а Цветаева создавала поэтический образ ивам, называя их «льстивыми». Смотрите на мир как поэт или писатель — это раскроет ваш творческий потенциал.

Тренироваться можно и на случайных ассоциациях. Откройте книгу и, не глядя, укажите пальцем на слово и запишите его. Затем таким же образом выберите второе. Свяжите оба слова между собой, придумав историю.

Творческое решение: как развить креативность

Метод шести шляп

Этот метод позволяет рассмотреть любую ситуацию с шести разных сторон. Каждая шляпа символизирует определенный тип мышления. Использовать этот метод можно как в обычной жизни, так и на работе, чтобы представить новый проект коллегам, объяснив идею с шести точек зрения.

Синхронизация полушарий

В зависимости от того, правша вы или левша, начните выполнять привычные бытовые действия другой рукой. Таким образом улучшится работа обоих полушарий мозга.

Перед тем как взяться за важную задачу, сделайте пальчиковую гимнастику, которая настроит вас на продуктивную работу.

Свободное рисование — еще одно упражнение для синхронизации полушарий мозга. Для начала нарисуйте необычный, но простой пейзаж. Затем попробуйте нарисовать такую же картинку другой рукой.

Рисовать можно и обеими руками, создавая зеркальное изображение. Главное, чтобы руки двигались одновременно.

Смена привычной обстановки

Работая на одном месте, внимание человека рассеивается, отчего он становится невнимательным, и начинает допускать много ошибок. Попробуйте убрать все лишнее с рабочего стола, поменять канцелярские принадлежности или обновить лампу.

Если хочется кардинально сменить обстановку, попробуйте провести рабочий день в коворкинге или в любимом кафе. Опубликованное в Journal of Consumer Research исследование показало, что фоновый шум в кафе способствует зарождению новых идей.

Позитивный настрой

Преодолевать трудности помогает положительный психологический настрой. Кроме того, он стимулирует мозговую активность и помогает постичь «дзена». ☺

Чтобы настроить себя на позитив перед важной задачей, берите чистый лист и делите его пополам. На одной стороне перечисляйте все страхи и сомнения, а на другой описывайте подробный план действий, как преодолеть все трудности. Регулярно выполняя это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Мозг человека нехотя принимает изменения, но они приносят пользу. Вначале может быть сложно постоянно придумывать нестандартные пути решения задач, но систематические тренировки дадут свои плоды — повседневная рутина превратится в интересное занятие.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли я все делаю, не должен беспокоить вас.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Мне попалось слово “тетрадь”. Мой ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Мне попались слова “обезьяна” и “выиграть”. Вот что у меня с ними получилось: “Я весь вечер пыталась выиграть в шахматы у обезьяны, но так и не смогла”.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Я взяла зубную щетку. Ей можно:

  • чистить зубы;
  • чистить обувь;
  • рисовать;
  • расчесывать волосы;
  • наносить маску для лица;
  • вычесывать кошачью шерсть;
  • чесать спину и т. д.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Упражнение “Любимая песня”

У каждого из нас есть любимая песня или мелодия. Ваша задача – вспомнить ее и описать. Только описание должно быть не совсем обычным. Сначала постарайтесь использовать только визуальные образы. Какого цвета ваша любимая песня? Если в ней переплетаются несколько цветов, попробуйте воссоздать всю картину целиком. Подумайте, на что она похожа. Может, на холодный горный пейзаж, укутанный снегом? Или на натюрморт из сухих осенних листьев, пропитанных ностальгией по лету?

Когда у вас сформируется четкая и яркая визуальная картина, добавьте кинестетических ощущений. Как ваша любимая песня ощущается на коже? Как соленые морские капли, стекающие вниз? Или как ледяной ветер, пронизывающий до костей? А может, как мягкое касание пушистого хвоста любимой кошки?

Включите свою фантазию на максимум и наслаждайтесь коктейлем из чувств.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

Расширяйте кругозор

Очень полезно наполнять мозг новой информацией. Знания – это своеобразная пища для креативности. Чтобы слепить что-то качественно новое, нужно иметь необходимый материал. Какими бы революционными ни были идеи и решения, они основываются на накопленном ранее опыте, который нужно обязательно брать в расчет.

Поэтому начните интересоваться чем-то новым. Это может быть информация, непосредственно связанная с вашей сферой деятельности, а могут быть просто знания, которые вам интересны. Читайте книги, смотрите познавательные передачи, общайтесь с умными, эрудированными людьми. Наполняйте свой интеллектуальный сосуд знаниями, и спустя время он начнет фонтанировать новыми идеями.

Упражнение “Обратная перемотка”

Учитесь выстраивать логические цепочки не только в прямом, но и в обратном направлении. Например, вы имеете дело с какой-то конкретной ситуацией. Подумайте, какие события, ходы и действия могли привести к ней.

Для тренировки можно использовать шахматную доску. Расставьте фигуры в хаотичном порядке, а потом попробуйте “отмотать” игру назад и представить, какие ходы могли привести к данной расстановке.

Можете также использовать картинки из предыдущего упражнения и тренироваться на них.

Упражнение “Аббревиатуры”

Запишите несколько слов из 3–5 букв. А теперь представьте, что это аббревиатуры, к которым вам нужно подобрать расшифровку. Вот вам несколько примеров:

  • НОС – научно обоснованный совет;
  • БОКС – боевой отряд красных сусликов;
  • ЗАЛ – записки анонимного лектора.

Упражнение “Расфокусировка”

Креативное мышление не терпит никакого насилия и принуждения. Эта область тесно связана со спонтанностью и вдохновением, поэтому прямые методы воздействия на нее не работают. Бывает так, что нужно придумать креативную идею здесь и сейчас, а мозг, как назло, сопротивляется. В этом случае нельзя на него давить, а нужно, наоборот, постараться отпустить.

Как это делается? Примите комфортную расслабленную позу и начните воспринимать сигналы от всех органов чувств одновременно. Прислушайтесь к звукам, принюхайтесь к запахам, осмотритесь вокруг. Мозг будет пытаться сфокусироваться на какой-то одной модальности ощущений – не давайте ему такой возможности.

Через какое-то время он расфокусируется и достигнет состояния, близкого к трансу. Ваша задача – удержаться в нем как можно дольше. В этот момент открывается окно в бессознательное – настоящий кладезь оригинальных революционных идей.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Новый язык

В детстве я любила придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Человек в метро

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в меня тапком за такие советы! Я не заставлю вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Где применять креативное мышление

  • Реклама. И речь не только рекламных агентствах. Умение выделиться нужно крупным и малым компаниям, самостоятельным экспертам, которые запускают собственные продукты. 
  • Творчество. Писательство, рисование, танцы, съемки фильма и любые другие творческие проявления требуют особого подхода. Результат должен зацепить и выделиться среди аналогов. Автор с высоким уровнем креативности свободно выражает внутренние порывы. Наверняка вам знакомо состояние, когда в голове крутится мысль, но вы не можете ее выразить. С креативным мышлением творческая реализация не вызывает трудностей.
  • Бизнес. Развитие бизнеса — постоянный путь и принятие сотен решений. Невозможно запуститься и расслабиться, пожиная плоды. Постоянный поиск новых путей развития, шагов, стратегий, выход из тупика и масштабирование сопровождает умение креативно думать. Оно на высоком уровне? Компания развивается интенсивнее и заметна клиентам.
  • Блогерство. Есть такое определение — УТП — уникальное торговое предложение. Оно касается не только фирм, но и каждого человека, работающего на аудиторию. Умение выделиться среди конкурентов — главная задача. Аудитория любит нестандартный подход, и за его продумывание отвечает способность мыслить не как все.

А здесь вы можете почитать удивительную историю очень творческого и креативного человека, запустившего онлайн-школу фотографии.

Определение присутствия творческих способностей

Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.

Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.

Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.

Существует три степени такой деятельности:

  1. Стимульно-продуктивная. Человек способен продуктивно работать, эффективно выполняя возложенные на него задачи, но он делает это под внешним влиянием (без внутренней потребности) и не старается использовать новые методы в своей деятельности;
  2. Эвристическая. Человек работает в рамках предложенного способа действий, но при этом пытается применить оригинальное решение отдельных задач, повинуясь внутренним импульсам;
  3. Креативная. Здесь человек уже сам разрабатывает новые способы действий и предлагает их другим. Причем его необычайно увлекает исследование каждой возникающей проблемы.

Творчество в команде

Творчество в команде

Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.

Сколько времени нужно, чтобы развить креативное мышление

Целую жизнь. Ведь мозг стремится расставить рамки и шаблоны. Он заботится о нашей безопасности, загоняя в скучную, унылую жизнь. Творческое мышление — это навык, и как любой навык, он требует тренировок. Регулярных, постоянных. 

Самый сложный только первый этап — когда нужно применять силу воли.

Согласно исследованиям ученых, привычка формируется в результате ежедневных действий за 18-254 дня. Выдержите марафон — получите суперприз.

Как развить творческие способности: выводы

Поздравляем! Если вы читаете эту часть, значит, решительно настроены повысить креативность мышления. 

Давайте обобщим шаги, с которых нужно начать:

  • Выберите форму обучения, которую воспринимаете лучше всего: чтение, видеоуроки, игровая форма, подкасты.
  • Заведите место для креативных заметок. Как вам удобнее излагать мысли: писать ручкой или печатать? В зависимости от этого купите блокнот или создайте заметку в телефоне.
  • Выделите временной промежуток, который сможете ежедневно выделять для тренировок. Рекомендуем начинать с 5-15 минут. Так мозг не перегружается и проще не свернуть с начатого пути.
  • Нет свободного времени? Записывайте все свои дела в течение дня, а вечером проанализируйте: что из этого отнимает время впустую? Смело заменяйте это дело на развитие креативного мышления. Например, что важнее: бездумно листать вечером соцсети или вложиться в собственное развитие?
  • Остался самый простой, но самый важный шаг: каждый записывайте все свои мысли!

Детские творческие способности

Виктимность — что это такое в психологии

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.

Детское творчество

Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.

Что мешает развить креативность

  • Чужая оценка. Что скажут люди? А если я буду выглядеть глупо? Возможно, будете. Особенно в самом начале. Поставьте на чаши весов мнение со стороны и возможности, которые открываются благодаря нестандартному мышлению. 
  • Внутренний критик. Какие только отговорки не выдумает наш мозг. Шепчет, что выглядеть глупо даже перед самим собой — плохо. Так ли это? Представьте свою открытость миру и возможностям, если перестанете стесняться самого себя.
  • Привычка действовать по шаблону. Еще одна уловка мозга: все должно быть предсказуемо, шаг в неизвестность = опасность. Но кто здесь главный? Можно всю жизнь идти однообразной проторенной тропой или раскрыть творческие способности на максимум и прожить жизнь ярко.

Рынок пресыщен предложениями и интересными персонажами. Сейчас развивается тренд на естественность и некую обыденность. Но это то же умение выделиться, только под другим углом. 

Компания по установке пластиковых окон «Окна», парикмахерская «Мария», блогер «Настя» не соберут большую аудиторию, если за ними не стоит необычная и интересная история. 

Продумывание этой истории, создание неизбитого сюжета, захватывающие повороты — все это требует умения мыслить креативно.

Совет. Развивать креативность мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства. Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности.

Примеры креативных людей

Для каждого землянина список креативных личностей сугубо индивидуален. Я его написал, исходя из своих убеждений, что с соратником должно быть комфортно, с ним можно пойти в разведку, что каждое мгновение от него исходит некая лучезарность, основанная на породистости (я не о лошади) и недюжинном уме.

Виктор Гюго

Великий французский классик, открывший миру секрет об истинных понятиях добра и зла.

Его роман «Отверженные» привёл меня к простой и понятной мысли, что надо посвятить жизнь не критиканству всего и вся, а улучшению самого себя, если ты числишь себя гражданином с большой буквы.

Образы героев, их пороки, чаяния и поступки взяты из холодного мрачного реального бытия Франции эпохи первой половины ХIХ века. Не все согласятся со мной, но и я никому ничего не навязываю. Эта настольная книга должны быть на столе всякого цивилизованного представителя Homo Sapiens. Попробуйте разрешить проблему Жана Вальжана и развеять его сомнения. Мало кому далась эта задача.

Ничто плотское нам не чуждо, но идти на поводу своих желаний и служить им – фатальная ошибка. Удовлетворяя свои возрастающие потребности, мы перестаём видеть людей и прекрасный мир. Мы становимся поглотителями самих себя. Мы считаем возможным учить других сами, будучи обычными серыми обывателями. Разве тебе этого хочется, мой любезный читатель? Помнишь, что сказал паровозик из Ромашкова? Если мы не увидим рассвет, то опоздаем на всю жизнь!

Леонардо да Винчи

Великий учёный, литератор, архитектор и живописец первым понял, что разум и возможности человека не имеют границ. Окружающие любили его за порядочность, остроумие и доброту. Каждый день он посвящал созиданию на благо каждому смертному.

Прошло пять веков, но ещё через многие столетия человечество будет помнить его «Джоконду», проект, по которому был построен Лондон, чертёж витрувианского человека с идеальными пропорциями и спасательный круг – панацею для утопающих и символ курортного сезона.

Сергей Павлович Королёв

Самый гениальный человек за время существования нашей планеты. Был на удивление скромен и добр. Его идеи перегнали время на тысячелетия, а его любовь к простым людям – яркий пример бескорыстного служения во имя мира на Земле.

Юрий Гагарин

Космонавт, который с улыбкой на устах, обнял небеса и человечество в едином порыве. Он доказал, что межзвёздное пространство осязаемо, а человеческий гений вечен. Когда-нибудь наша планета прекратит своё существование, но следующие поколения, которые будут жить в других галактиках, навсегда в своих сердцах сохранят добрую память о родоначальнике-победителе.

Примеры креативного подхода

Чтобы вам было понятно, как креативность работает в повседневной жизни и в бизнесе, приведу несколько показательных примеров.

Находчивый сосед

Однажды на просторах интернета мне попалась забавная история. Молодой человек делил комнату в студенческом общежитии с неряшливым и нечистоплотным соседом. Тот мог неделями не убираться, не мыть за собой посуду и т. п. В общем, серьезно омрачал жизнь своим присутствием. Никакие угрозы и уговоры на него не действовали.

Тогда парень придумал гениальный способ решения проблемы. Он зарегистрировался от имени девушки на сайте знакомств, на котором частенько зависал сосед. Разместил красивую фотографию и завязал общение с ничего не подозревающим неряхой. Спустя какое-то время сосед пригласил “новую знакомую” домой, на что та ответила согласием. Вот тут-то сосед взял себя в руки и буквально вылизал комнату до блеска.

Бром по 27 центов

Американский предприниматель Герберт Дау придумал дешевый способ производства брома и основал свою компанию под названием Dow Chemical. Вскоре его продукция продавалась во всех американских штатах по цене 36 центов за фунт. Однако у Герберта не было возможности расширить бизнес, так как весь мировой рынок тогда контролировался немецким картелем, продававшим свою продукцию по цене 49 центов за фунт.

Пока американские производители держались в стороне от европейского рынка, немецкий химический гигант не совался в Америку – таков был негласный договор. Но Герберт решил рискнуть и направил в Англию первую партию своего товара, которая разошлась на ура. После этого ему удалось наладить регулярные поставки.

Все шло хорошо, пока не начали поступать угрозы от представителей немецкого картеля. Дау их проигнорировал и продолжил свое рискованное мероприятие. А немцы быстро перешли от слов к действиям. Вскоре на американском рынке появился немецкий бром по цене 12 центов за фунт. Картель задался целью уничтожить бизнес Дау.

Но американец оказался хитрее. Он полностью остановил свое производство в США и стал тайно скупать дешевый немецкий бром. Дау упаковывал его в этикетку своей фирмы и отправлял на продажу в Европу по цене 27 центов за фунт. Так ему удалось получить огромную долю рынка в Европе и разрушить монополию немецкого картеля. Потребители от этого, кстати, только выиграли.

Кроссовки крупным планом

Компания Puma заплатила футболисту Пеле за то, чтобы тот начал завязывать шнурки на своих кроссовках за несколько минут до начала финального матча чемпионата мира 1970 года между Бразилией и Италией.

Этот эпизод, естественно, попал в объективы телекамер, и весь мир увидел, что легендарный футболист играет в кроссовках Puma. Такой трюк обеспечил компании небывалую популярность и успех.

Тюбик пасты

В середине XX века всем известная компания по производству зубной пасты Colgate искала способы увеличить прибыль. Рынок был насыщен, оборот достигал миллионов долларов, казалось, что все способы уже исчерпаны.

Проводилось множество круглых столов и мозговых штурмов, где предлагалось увеличить вложения в рекламную кампанию, поглотить мелких конкурентов и т. п. Все эти советы не устраивали руководство компании.

В итоге одному рядовому сотруднику на производстве пришла гениальная идея: увеличить диаметр горлышка тюбика. Что и было сделано. Это позволило сократить использование одного тюбика пасты с двух недель до одной и принесло компании дополнительные 20 % прибыли.

Источники

  • https://FB.ru/article/142924/kreativnyie-lyudi—eto-kakie-lyudi-v-chem-proyavlyaetsya-kreativnost-cheloveka
  • https://dramtezi.ru/sekret/chto-takoe-kreativnost.html
  • https://psychologist.tips/3342-kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnosti.html
  • https://WikiGrowth.ru/razvitie/kreativnyiy-chelovek/
  • https://SergeySmirnovBlog.ru/samorazvitie/kreativnost-chto-eto-takoe.html
  • https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/razvitie-kreativnosti.php
  • https://advance-club.ru/knowledge/articles/kak-razvit-kreativnost
  • https://iklife.ru/samorazvitie/uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnogo-myshleniya.html
  • https://srazu.pro/teoriya/kreativnoe-myshlenie-v-psixologii.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-kreativnost.html
  • https://psychologist.tips/1603-tvorcheskie-sposobnosti-osobennosti-i-razvitie.html
  • https://PsyLogik.ru/70-kreativnost.html
  • https://the-accel.ru/8-sposobov-razvit-kreativnoe-myshlenie/
  • https://srazu.pro/teoriya/tvorcheskie-sposobnosti-v-psixologii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: