Внутренние субличности человека. Сто лиц и тысяча ролей: что такое субличности и стоит ли нам беспокоиться

Субличность – что это такое в психологии, работа с субличностями

Истинное Я — где ты? – Миссия невыполнима!

Как его найти и какое оно, мое Истинное Я? Где оно находится? И кто из этих странных созданий, живущих внутри меня, имеет к моему Истинному Я хоть какое-то отношение? Теория психосинтеза утверждает, что важно понять, что я – это не мои субличности (для этого разработана техника разотождествления).

Но если Я это не мои субличности, то что же тогда Я?

Теория психосинтеза ответ дает расплывчатый и совсем непонятный:

«”Я” — это вы сами во всей полноте своего потенциала. Это та ваша внутренняя сущность, которая является движущей силой всех ваших действий».

А какова моя внутренняя сущность? Каков мой потенциал? Круг замкнулся: опять те же вопросы, и снова без ответа.

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой личности есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, эмоции, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл паттернами субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике индивида, ведет существование со своими ценностями, мотивами, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и НЛП. Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики – это сознание, подсознание и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

– распознавание частей личности, осознание их;

– принятие;

– координация, трансформация субличности;

– интеграция;

– синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога – это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Как возникают субличности человека

Все альтернативные Я озадачены одним и тем же – защитой внутреннего ребенка. Собственно, так они и возникают. Они защищают ребенка от негативного воздействия внешней среды, помогают развиваться и достигать целей.

Психолог Ш. Шварц пошагово описал механизм возникновения альтернативных Я:

  1. Человек получает психотравму, субличности возникают, чтобы защитить его от негативных чувств и эмоций: страха, стыда, вины, боли. Их называют изгнанниками.
  2. Чтобы контролировать изгнанника, появляется менеджер. Он старается всеми силами защитить человека от негатива. Например, если были изгнаны боль и разочарование в матери, то менеджер может защищать человека при помощи эмоциональной холодности, отстраненности от людей, недоверчивости.
  3. Иногда менеджеры не справляются, человек снова попадает в неприятную ситуацию, тогда тушить все эти чувства прибегают пожарные – еще одна группа субличностей. Они выбирают самые агрессивные способы, делают все, чтобы заглушить боль. Так в жизнь человека врывается алкоголь, беспорядочные половые связи, экстремальные виды спорта, ярость, грубость и прочее.

Не только сам человек бессознательно создает другие Я, этот процесс можно сделать осознанным. Психолог может создать субличности, чтобы помочь клиенту справиться с актуальной проблемой. Сам человек может создавать субличности, улучшающие качество его жизни.

Важно! Развитие других Я зависит от особенностей личности и фантазии человека. Количество и специфика альтернативных Я отличается от случая к случаю, у каждого индивида свой набор субличностей.

Чего хотят субличности?

  • Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.
  • Желания взрослого, конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим , что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.
  • У родителя  приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

Виды субличностей

В психологии принято выделять осознанные (ясные) и неосознанные (теневые) субличности:

  1. Явные. Это те роли, качества, статусы, программы, с которыми человек сам себя идентифицирует: «Я – отец», «Я – очень терпеливый человек» и т.д.
  2. Теневые. Это те сценарии, которые не осознаются человеком, но они постоянно ведут его по жизни: «Сам не знаю, что на меня нашло», «Иногда я срываюсь без повода», «Иногда мне становится настолько плохо, что я не могу встать с кровати. Сам не знаю, почему так происходит».

Объединение явных и теневых субличностей принято называть соборной личностью. Как правило, человек ассоциирует этот образ со своим именем.

Кроме этого, можно выделить основные (среди них одна доминирующая) и вспомогательные субличности. Те, что относятся к основным, являются явными, включаются чаще других. Вспомогательные проявляют себя от случая к случаю, чаще имеют неосознаваемый характер. А еще реже возникают случайные субличности. Они могут закрепиться и превратиться в основные или вспомогательные.

Как проявляются субличности в жизни

В жизни чаще всего можно встретить такой список субличностей человека (по специфике поведения и по ведущим качествам):

  • волк – проявляется злостью и агрессией;
  • лиса – выражается в хитрости, лукавстве, лести и т.п.;
  • заяц – проявляется трусостью, многочисленными страхами во всех сферах жизни (причем иногда человек понимает, что давно пора бы что-то изменить, но не решается на это);
  • поросенок – заметно через жадность во всех областях жизни, иногда принимает патологические формы, например, превращается в тягу к накопительству;
  • баран – выражается в глупости, неспособности слушать других и воспринимать рациональные доводы, упрямстве;
  • алкоголик – выражается в пьянстве и разгульном образе жизни;
  • обжора – проявляется систематическим перееданием, неспособностью контролировать свои действия, постоянным чувством голода;
  • курильщик – проявляется в навязчивой потребности курить, придумыванием причин не бросать («Работа нервная», «Так есть меньше хочется», «Если брошу, то потолстею»).

В психологии нет единой классификации субличностей по названиям, их тысячи. Например, кроме тех, что мы уже назвали, встречаются такие:

  • эгоист,
  • терпила,
  • маленький человек,
  • фантазер,
  • добряк,
  • нахал,
  • святоша,
  • неудачник,
  • ханжа,
  • многие-многие другие.

Субличность волка — злость

Когда человек злится, то он подобен волку, показывает оскал. Через повадки, действия, проявляется волк в человеке.

Субличность лисы – хитрость.

Как только лиса заговорила человек начинает ерничать, хитрить, извиваться, прогибаться. В общем делает все, чтоб получить желаемое наиболее легким путем. Конечно, для многих так удобно, выгодно прятаться за ликом субличности. Особенно в бизнесе, в сфере финансов.

Субличность зайца — трусость

Иногда я вижу в людях таких огромных зайцев, что сам человек в разы меньше, чем его субличность. Да, такое бывает и не редко. Я провожу диагностику человека по фото впервые или уже работая с человеком, вижу на тонком плане громадного зайца взращенного страхами. Такие люди боятся всего.

Они боятся сменить нелюбимую работу, боятся новых отношений, боятся перемен в жизни. Хотя на самом деле понимают, что работу давно пора менять, отношения нынешние зашли в тупик и жизнь то собственно хочется совсем другую, но субличность зайца не дает двинутся с мертвой точки- страшно очень. 

Субличность поросенка — жадность

Жадность может проявляться в любых ипостасьях, от желания побольше поесть, до чрезмерной любви к накопительству  чего бы то ни было. Даже существует поговорка — жадный как свинья. У всех нас есть знакомые или родственники чем то похожие на поросенка, а это прямое проявление субличности на физическом теле, даже голос у некоторых напоминает визг или хрюканье.

Субличность барана – глупость

Когда в нас проявляется баран, то мы делаем поистине глупые вещи. Потом даже не можем объяснить почему мы так поступили. А все просто. Ведь это по сути не мы поступали, а баран в нас. Это он сглупил, а мы передали ему на время борозды правления.

Человек-баран перестает слышать других людей он слышит только себя и посеять в его голову зерно здравого смысла практически невозможно. Я привела маленький перечень субличностей, их гораздо больше, но больше, глубже только в курсе обучения.

Если внимательно понаблюдать за окружающими и проанализировать их поведение, то можно легко увидеть проявление подобных субличностей в них.

Субличность алкоголика-пьет спиртное.

Именно она подталкивает человека к определенным действиям, нашептывает ему, контролирует его и человек со временем теряет свой облик, превращаясь в полностью зависимого, подконтрольного, неадекватного пьяницу.

Такая субличность уводит человека в свою реальность и постепенно его уничтожает.  Избавить энергетику человека от подобной субличности, и организму легко будет отказаться от спиртного.

Субличность обжоры — ест чрезмерно

Субличность курильщика — заставляет курить

Она, которая курит, она подавляет истинные желания и потребности человека, меняет сознание. Она пускает свои щупальца, и человек становиться марионеткой, исполнителем. Многие курильщики прекрасно понимают насколько вредно вдыхать канцерогенный дым, наполненный сотнями ядов и при этом продолжают курить.

Другие прибегают к самообману, якобы мне это не вредит, или курения меня успокаивает, или на моей работе иначе никак. Все это говорит не человек а его субличность.   Удалив ее, выгнав из организма, бросить курить в разы легче. Удалить ее с помощью целителя гораздо эффективнее.

Деловая Женщина и Идеальная Хозяйка

Стремление к карьере, желание заработать – это желания кожного вектора, направленные на достижение имущественного и социального превосходства. Женщине с кожным вектором скучно сидеть дома, ее тянет на работу. У таких женщин отлично получается делать бизнес, они хладнокровны, логичны и расчетливы. И это не всегда вписывается в традиционные понятия «женского поведения».

Женщины с анальным вектором, как правило, – идеальные хозяйки. У них всегда есть первое, второе и компот, белье наглажено, пол помыт, в шкафах идеальный порядок. Дом и семья неизменно на первом месте.

В правильном сочетании эти вектора позволяют женщине успевать и дома с тремя детьми, мужем и собакой, и на работе с подчиненными, планами и отчетами. И еще немного времени остается на отдых и подруг. В неправильном – на работе ничего не успевает, мечется между сотней начатых дел, а дома грязь, беспорядок и недовольный муж, если он есть. В результате – злость, раздражение и чувство вины. Примирить эти две силы помогает осознание своих векторов, их особенностей, проявлений и способов реализации в жизни.

Внутренняя Женщина и Внутренний Мужчина

Это одни из самых популярных субличностей, которые хотят примирить в себе и мужчины и женщины. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что то, что называют Внутренней Женщиной, обеспечивает кожно-зрительная связка векторов, которая проявляется в особой чувственности и эмоциональности, умении ценить и создавать красоту, неспособности причинить боль (а значит и защищаться), потребности в защите.

Причем, кожно-зрительная связка может встречаться как у женщин, так и у мужчин, только проявлять себя будет немного по-разному – в зависимости от степени реализованности врожденных свойств. От танцоров в стриптиз-барах до великих актеров. От истеричности и панических атак до самоотверженности и самых высоких проявлений любви.

Внутренним Мужчиной в женщине можно называть проявления самых различных векторов. Это могут быть и проявления уретрального вектора (женщина-вождь), и анального (критиканство) и кожного (способность к логике и заработку), и звукового (абстрактное мышление и отстранение от всего земного). Выражаться они будут совершенно по-разному и поэтому единого рецепта — «как принять в себе Внутреннего Мужчину» — нет и быть не может.

Рубаха-Парень и Угрюмый Интроверт

Еще одно сочетание векторов, не так уж редко встречающееся в одном человеке. Если у человека есть оральный вектор, то не заметить его невозможно, вернее, не услышать. Он балагур и тамада, крикун и скандалист, прекрасный рассказчик и лучший в мире ведущий вечеринок.

Звуковой вектор в том же человеке будет делать его задумчивым, молчаливым и отстраненным. Только что веселился с друзьями и вдруг, бросив все, уходит в метель думать о смысле жизни и смерти.

Противостоять этим разнонаправленным желаниям невозможно, а примирить может только глубокое осознание потребностей, лежащих в их основе.

Вечный Тормоз и Шустряк

Еще одно хорошо наблюдаемое противоречие кожного и анального вектора внутри одного человека наблюдается в способах реагирования на ситуацию и скорости принятия решений.

Особенностью кожного вектора является высокая адаптивность, изменчивость, подвижность, приспособляемость к новым условиям, потребность в новизне, быстрая реакция, гибкость в принятии решений, хорошая логика.

Для анального вектора характерны усидчивость, дотошность, последовательность, потребность в стабильности, упорство вплоть до упрямства, осторожное отношение ко всему новому, оттягивание принятия решения, перфекционизм, аналитические способности, ригидность психики, ее устремленность в прошлое.

Очевидно, что это более чем контрарное сочетание. Если оба эти вектора присутствуют в одном человеке, то нередко они вступают в противоречие. Вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, требующую принятия быстрого решения «по-кожному», человек впадает в ступор и начинает «тормозить» (реагирует свойствами анального вектора), а когда нужно сделать работу качественно и основательно (по-анальному) – торопится и бесполезно суетится (по-кожному).

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана не только помогают разобраться в своих противоречивых желаниях, но и позволяют научиться «использовать» свои вектора по назначению: кожный для принятия быстрых решений и лаконичных ответов, анальный – для основательной и качественной работы. В этом случае продуктивность любой деятельности и чувство удовлетворения от жизни вырастает во много раз.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение).

Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться.

Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.  

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию. Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию,  поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой. Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее.

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей. И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил. В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы.  Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди») разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили.  Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает.

Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку. Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую. Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Чем опасны субличности человека?

Субличности сбивают людей и уводят в сторону. Это самое печальное, потому как каждый рождается, воплощается на Земле со своей определенной программой, задачей, а субличности уводят в сторону и человек не может выполнить свою миссию.

Если человек не идет по своему пути, он не может быть счастлив! Счастлив это не этакий богатый бездельник погрязший в бесконечном материальном благе а тот который является частью мироздания, тот кто может ответить на вопрос — КТО Я.

Вспомните, ведь было же с вам такое, что вы вспылили, кричали, злились на кого-то, хотя понимали где-то глубоко внутри, что делаете что-то не то, как-то не так, ведь было? В этот момент над вами взяли верх, захватили вас, если можно так выразиться, ваши субличности, а вы лично ушли на второй план и как бы были сторонним наблюдателем в этой ситуации.

Зачем работать с ними

Альтернативные личности могут жить мирно, а могут и вредить друг другу, вступать в конфликты. Нужно работать над этим для того, чтобы человек контролировал свои субличности, а не они его. А также важно следить за тем, чтобы все альтернативные Я сосуществовали в гармонии. Если же какое-то Я вредит человеку и его окружению, то от этой субличности нужно избавляться.

Запомните! Работа с субличностями нужна для того, чтобы они не выходили из-под контроля.

Упражнения на работу с субличностями

В психологии существует немало техник, которые подходят для самостоятельного применения, помогают разобраться во внутренних Я и научиться взаимодействовать с ними. Рассмотрим некоторые упражнения для работы с субличностями.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е.Берна, – все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как стыд, страх, боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, панические атаки. В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты. Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека. Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, агрессия, нездоровая тяга к материальным благам, нарциссизм.

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха –  во власти «изгнанников». И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».

Разговор с внутренним критиком

Эта субличность есть у всех людей. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее, но все мы периодически критикуем, ругаем себя. Хорошо, если это не превращается в самобичевание. Если же критик изматывает вас, то самое время встретиться и поговорить с ним.

Нарисуйте своего критика в виде человека. Чтобы было проще, отвечайте на следующие вопросы:

  • Какой он?
  • Как и когда проявляет себя?
  • Как влияет на вас, ваши решения и действия?
  • Как он реагирует на ваши контраргументы, рациональные замечания?
  • Что он чаще критикует: вас или окружающим мир?

Познакомьтесь с ним, а после этого научитесь общаться. В следующий раз, когда он начнет говорить, что ничего не получится, спросите: «А что будет, если…?». Если критик к чему-то принуждает вас или от чего-то отговаривает, то спросите его: «А ты справишься с последствиями?». Расскажите ему, что бы вы хотели слышать в трудную минуту. Какие из его замечаний помогут вам, а не утопят в пучине самобичевания.И самое главное – подумайте, насколько его критика уместна, чьим голосом он говорит. Очень часто критик разговаривает голосом родителей, а при анализе выясняется, что большинство замечаний иррациональные. Чем лучше вы понимаете своего критика, тем лучше вы его контролируете.

Круг субличностей

Эта техника позволяет диагностировать позитивные субличности.

Техника выполнения:

  1. Запишите все свои нематериальные желания. Пишите все, что придет в голову. Нужно набрать минимум 20 позиций.
  2. Перечитайте список и сконцентрируйтесь на своих ощущениях по каждой позиции. Может быть, на какой-то из них вы услышали грозный и осуждающий голос: «А что подумают люди?». Или воодушевленное: «Да как этого можно не хотеть, все хотят».
  3. Выберите 5–6 желаний, которые актуальны для вас больше, чем остальные.
  4. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри – еще круг. Центр – это вы настоящий. В маленький круг поместите выбранные 5–6 желаний. Остальные распределите за первым кругом и до второго.
  5. Каждое из ваших желаний – это субличность. Нарисуйте их цветными карандашами (на каждое желание по образу), дайте им имена. Каждое имя должно быть понятно и значимо для вас, иметь смысл.
  6. Подумайте, где еще кроме желаний эти субличности выражают себя, когда и как это происходит.

Теперь вы знакомы со своими основными позитивными субличностями. Отслеживайте, когда они проявляют себя, способствуйте их развитию.

Личный дневник

Многие люди думают, что ведение личного дневника – это удел 12-летних девочек. Но на самом деле это отличный психотерапевтический метод, доступный каждому. Дневники бывают разными, например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте яркие события, особенно те, когда вы говорите «Сам не понимаю, почему все так».

Анализируйте записи. Очень скоро вы поймете, что многое из вашего поведения, ваших состояний и реакций не случайно, а закономерно. Вы сможете выявить несколько моделей поведения. Да, они могут быть прямо противоположными друг другу, но все это вы, а точнее, это ваши субличности. Следующий шаг – выявление деструктивных моделей (субличностей) и работа над ними.

Заключение

Важно работать над выявлением и принятием субличностей, а при необходимости и над их трансформацией. Выделение и объединение отдельных частей Я необходимо для гармоничного развития человека, его целостности.

В структуре психики существуют 3 уровня: наблюдения, субличности, Эго (баланс между первым и вторым). Важно разговаривать со своими субличностями, выводить их на осознанный уровень. В противном случае они начнут управлять вами, а это может закончиться конфликтами, проблемами во всех сферах жизни, с обществом и внутри вас.

Источники
  • https://svp.expert/psixologiya/kak-pomirit-svoi-sublichnosti/
  • https://psihomed.com/sublichnost/
  • https://lifemotivation.ru/samopoznanie/sublichnost
  • https://WikiGrowth.ru/psyhologiya/tipyi-lichnosti-rebenok-vzroslyiy-roditel/
  • https://manoiloksana.ru/sublichnosti-cheloveka/
  • https://econet.ru/articles/165140-sublichnosti-ili-roli-kotorye-igrayut-lyudi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: