Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться. Заклевательское отношение: как устроен школьный буллинг

Что такое буллинг: понятие, примеры, причины, профилактика

Буллинг и его основные признаки

Буллинг — это особое агрессивное поведение одних детей против других. При этом насилие не всегда бывает физическое. Психическое воздействие приносит не меньше страданий.

Проблема травли одного участника коллектива другими существовала давно. Теперь она приобрела современное наименование – буллинг. Происходит от английского bully – насильник, драчун. Во взрослой среде тоже присутствует подобное явление, оно носит название моббинг.

Буллинг может выражаться в виде:

  • распространения сплетен и нелепых слухов;
  • словесных оскорблений – злых шуток, непристойных слов, насмешек;
  • бойкота.

 

По статистике, до 45% детей школьного возраста подвергались школьной травле в разных формах.

Буллинг предполагает неравенство сил и систематичность издевательств. В школах это явление начинается в начальных классах, когда старшие школьники отбирают у малышей карманные деньги, конфеты, игрушки, телефоны. Потом начинается психологическое воздействие: детям дают оскорбительные прозвища, распространяются сплетни, устраивается игнорирование.

В современном мире для буллинга открываются большие возможности в социальных сетях. Дети стремятся не просто поиздеваться над человеком, но записать об этом видео и выложить в сеть. Например, у подростка проблемы со зрением, ему в обязательном порядке нужен врач офтальмолог екатеринбург, который пропишет очки. Вполне вероятно, что сам факт небольшого изменения внешнего вида может повлиять на возникновение травли.
В некоторых случаях именно идея снять видео бывает первичной, и только потом ищут жертву для буллинга. Подростки до 14 лет не боятся уголовной ответственности, поэтому проявляют повышенную агрессию и часто не признают свою вину, перекладывая её на жертву и отвечая, что она заслужила такое отношение.

Если ребёнок стал жертвой травли, он не всегда сразу пожалуется родителям. Это зависит от характера, отношений в семье, возраста и многих других причин. Догадаться о насилии в отношении ребёнка можно по следующим признакам:

  • повышенная тревожность;
  • нежелание идти в школу;
  • снижение успеваемости;
  • энурез;
  • нервный тик;
  • боли в животе и груди без причины;
  • подавленное настроение;
  • частые простуды;
  • склонность к уединению;
  • обострение хронических заболеваний;
  • излишняя уступчивость и осторожность;
  • молчаливость;
  • нежелание общаться со сверстниками, замкнутость;
  • нарушение аппетита.

Жертва буллинга испытывает психологический стресс. Это состояние, в котором человек не видит способов справиться с обстоятельствами. В результате в организме происходит мощный выброс адреналина. Это негативно сказывается на жизнедеятельности всех органов и систем: учащается сердцебиение, нарушается работа иммунитета, провоцируется развитие многих заболеваний в дальнейшем, тормозятся пищеварительные процессы. Большие нарушения наблюдаются со стороны психики: снижается самооценка, появляются мысли о суициде.

Проблема современного буллинга

Современный буллинг – что это такое? Это постоянное преднамеренное давление на жертву со стороны ее социального окружения. Проблема травли среди школьников не заканчивается насмешками и злыми шутками. В результате частых избиений жертвы буллинга (травли) получают многочисленные травмы легкой, средней, иногда и тяжелой степени.

Результаты социологических опросов показывают, что буллинг – это не только явление, осложняющее процесс обучения ребенка в школе. Те, над кем издевались в подростковом возрасте, не могут успешно социализироваться, подорванная психика не позволяет повзрослевшей жертве успешно справиться со своей закомплексованностью.

В условиях сегодняшней действительности даже дома ребенок не может оградить себя от преследования – агрессоры унижают его в социальных сетях, пишут ему оскорбительные сообщения. Такое поведение подростков в Интернете получило название «кибербуллинг».

Кроме того, истощенная нервная система жертвы не выдерживает прессинга. Негативными последствиями буллинга являются депрессия, замкнутость. Среди подростков часто случаются суициды из-за школьного буллинга.

Важно! В России не принято открыто говорить о том, что такое буллинг. Преимущественно женские коллективы школ молчат о проблеме, так как не знают, что делать. Некоторые родители не понимают, что это такое «буллинг в школе». Они не видят в жалобах ребенка на одноклассников ничего серьезного, полагая, что свои проблемы дети в подростковом возрасте должны научиться решать самостоятельно.

Не помогают решить проблему

Причины буллинга

Травля — понятие многофакторное, ее появлению в школе способствует несколько составляющих. Прежде всего, зачастую микроклимат в школе дает почву для развития буллинга.

Это возникает в случаях, когда:

  • Учителя сами провоцирует ситуации травли, позволяя унижение или насмешки в адрес отдельных ребят.
  • Взрослые создают привилегии для некоторых учеников, которые становятся «любимчиками», и которым многое прощается.
  • Преподаватели стараются не замечать конфликты между подростками, не берут на себя ответственность за агрессивное поведение детей. Оставаясь в стороне от проблемы, взрослые тем самым, поощряют дальнейшее развитие буллинга в школе.

Важна и личность самого агрессора, как центральной фигуры буллинга.

Дети и подростки становятся буллерами при наличии следующих факторов:

  1. Уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий.
  2. У человека очень низкая самооценка, которую он пытается поднять за счет унижения других.
  3. Ребенок стремится быть в центре внимания, стать неформальным лидером.
  4. Имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах.
  5. Эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессивность.
  6. Низкий уровень эмпатии, сопереживания.

Буллерами часто становятся дети из социально-неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, имеющие с раннего возраста сексуальные контакты. С другой стороны, в качестве агрессоров выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «мажоры». Объединяет агрессоров отсутствие любви и внимания со стороны взрослых, в том числе, и по причине постоянного зарабатывания денег. Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей (мамы и папы) становится озлобленным и пытается добиться признания путем эмоциональной и физической травли других ребят.

Социальность

С точки зрения нейрофизиологии, человек получает удовольствие от принадлежности к какой-либо группе. И ему бывает практически все равно, к какой именно — ощущая себя частью коллектива, он чувствует благополучие за счет раздражения дофаминовой системы. Помимо этого, становясь членом социальной группы, человек чувствует снижение страха и тревоги, начинает испытывать ощущение тепла и безопасности от принадлежности к коллективу.

Большинство людей при выборе быть одному или в группе выберут коллектив. Ощущая себя частью группы, они будут чувствовать покой, равновесие и устойчивость.

Если человек опознает другого как непохожего по каким-либо признакам (цвету кожи, форме черепа, росту, форме тела, уровню культуры), то высока вероятность проявления агрессии на биологическом уровне.

Конформизм

Подражание, характерное для всего живого мира, характерно и для человека. А вот при возникновении оппозиции у человека появляется ощущение «я не прав». И тут все дело в мозге: в это время активно раздражается вентральная медиальная префронтальная кора, которая участвует в обработке риска и страха. Кстати, именно на этом механизме раздражения основано обучение с подкреплением: сделал правильно — получи бонус; сделал не так — получи наказание.

Если человека долго в чем-то убеждать, демонстрировать ему определенное поведение, то затылочная кора, которая анализирует зрительное раздражение, будет воспринимать это за истину. Так, например, можно убедить человека воспринимать агрессивное поведение как норму. Это убеждение может сформироваться у ребенка даже во время просмотра мультфильмов с агрессивным поведением героев и закадровым смехом.

Исследования и эксперименты ученых и психологов (Стэнли Милгрэма, Соломона Аша и Филипа Зимбардо) подтверждают теорию о том, что достаточно много людей согласны быть конформными. Дофаминовая система требует, чтобы мы принадлежали коллективу. Поэтому человеку чаще всего проще согласиться с линией коллектива (какой бы «кривой» она ни была), чем противостоять этому коллективу.

И еще одно неприятное отклонение. Когда человек принадлежит команде, существует некая формальная ответственность: «я же член команды, значит, мне надо действовать так же, как ведет себя команда». И здесь размывается чувство вины: «я не один это делал, это делали все». Конечно, сложно и неприятно травить кого-то одному — а когда нас трое, четверо, пятнадцать, тут уже никто не виноват, потому что одинаково поступила вся группа. Часто в таком «стадном» поведении виновато несамостоятельное мышление, стрессы, низкий уровень интеллектуальных способностей детей.

Когда человек не может регулировать свои эмоции, «развернуть» его поведение в неправильную сторону очень легко. Условия для травли хорошо «прорастают» на почве детской незрелости, несамостоятельности и очень большого желания принадлежности к коллективу.

Каким бывает буллинг

Исходя из особенностей проявления, буллинг чаще всего классифицируют так:

  1. Вербальный. Проявляется в форме словесных издевательств, оскорблений, неуважительных комментариев.
  2. Физический. Физическое запугивание и устрашение посредством толчков, блокировок, повторяющихся ударов.
  3. Социальный. Это постепенная социальная изоляция жертвы. Человека намеренно не допускают к работе группы, общению с ее участниками.
  4. Кибербуллинг. Проявляется в распространении через интернет неправдивых слухов, обвинений, угроз. Травля может происходить как в личной переписке (в том числе по электронной почте), так и на страницах социальных сетей.

Столкнуться с такими проявлениями травли можно в самых разных сферах жизни. У детей и подростков это чаще всего происходит в школе и в интернете, у взрослых ― на работе или онлайн.

Выделяют несколько распространенных видов взрослого буллинга ― моббинг, боссинг и троллинг.

Девушка сидит за компьютером, зажмурившись и схватившись за голову

Физическое воздействие

Агрессор воздействует на жертву физически – толкает, пинает, дергает за волосы. Физическое насилие может быть, как слабо выраженным, так и сильным, вплоть до нанесения побоев. Такой буллинг пресекается чаще других форм, поскольку его последствия очевидны, а соответствующие действия наказуемы по закону.

Эмоциональный буллинг

Наиболее распространенная форма травли, которая выражается в постоянном унижении насмешках и оскорблениях. Ребенок может быть дискриминирован по национальным или социальным характеристикам, физическим недостаткам. «Жиртрест», «каланча», «сын алкашей» — это все примеры эмоциональной травли.

Жертва подвергается издевательствам, зачастую находится в социальной изоляции, что может послужить причиной нервного срыва. В роли агрессора могут выступать не только ученики, но и учителя, публично высмеивающие умственные способности или поведенческие навыки ребенка.

Экономический буллинг

Экономический буллинг выражается в том, что у жертвы вымогаются или прямо отбираются деньги или другие ценности, вещи. Может подвергаться порче одежда или иные личные предметы.

Такой вид агрессии опасен тем, что сведения о преследуемом человеке распространяются очень быстро и становятся доступными одномоментно большому количеству людей.

Кибербуллинг

Эта форма травли появилась сравнительно недавно и включает в себя проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Это может быть распространение порочащей информации в социальных сетях, направление писем с угрозами по электронной почте или в виде СМС-сообщений, съемка издевательств над жертвой на видеокамеру.

Кибербуллинг

Моббинг

Для описания систематических проявлений враждебности и психологического террора по отношению к одному из сотрудников в рабочем коллективе используют термин «моббинг». Как правило, цель такой травли — унижение неугодного сотрудника, чтобы тот побыстрее уволился.

Проявляется моббинг в форме:

  • насмешек и сплетен;
  • дезинформации;
  • создания помех для выполнения рабочих заданий;
  • доносов начальству;
  • бойкота;
  • порчи личных вещей;
  • мелких краж.

В некоторых случаях травля сотрудника может привести к причинению вреда его здоровью.

Мужчина в очках сидит на диване, закрыв лицо руками

Боссинг

Еще одно проявление травли ― боссинг, или вертикальный моббинг. В этом случае сотрудник-жертва страдает от психологического насилия со стороны непосредственного начальника.

Буллинг в этом случае проявляется в самых разных формах — от придирок к качеству работы и невыполнимых дедлайнов до откровенных оскорблений, издевок, угроз.

Троллинг

Сегодня столкнуться с травлей можно не только в реальной жизни, но и в интернете. Причем троллинг (кибербуллинг) набирает обороты с каждым днем. Главная особенность этой формы травли в том, что так называемые тролли и хейтеры ограничиваются негативными высказываниями, оскорблениями и угрозами в интернете.

Стороннему наблюдателю словесные перепалки и выпады в адрес жертвы могут казаться смешными, остроумными. Пострадавшая сторона воспринимает подобные проявления агрессии как жестокое давление.

Столкнуться с троллингом может и обычный человек. Например, молодая мама и по совместительству блогер Валерия Чекалина. Однако, как показывает практика, чаще интернет-преследователи донимают известных людей, как, например, это было с Меланией Трамп. Причины придирок к звездам самые разные — от желания выделиться и завоевать всеобщее признание до личного кризиса или банальной скуки.

Участники процесса

Все участники процесса буллинга в школе имеют свои особенности, которые проявляются в их поведении.

Жертва

Исследователи выявили, что на роль жертвы часто определяется ребёнок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером. У него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности. В отношении себя такой ученик самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными. Его низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.

В группе риска находятся дети импульсивные, неуклюжие. У них часто бывают внешние особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии. Они могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость. В среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.

Агрессор

Буллеры агрессивно настроены ко всем. Они самоутверждаются за счёт насилия, легко нарушают правила, действуют быстро, потому что не раздумывают, раздражительные и неуравновешенные.

Основные черты агрессоров:

  • любят быть в центре внимания;
  • физически сильные;
  • хотят быть лидером в классе, компании;
  • имеют высокий уровень притязаний;
  • имеют слабый самоконтроль;
  • не признают компромиссов;
  • не умеют жалеть и сочувствовать.

Все проблемы буллеры-агрессоры привыкли решать с помощью насилия, другого выхода они не видят.

Наблюдатели

Это самая большая группа участников буллинга. Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.

Характерные особенности этой категории детей:

  • не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
  • не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
  • родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
  • озлоблены;
  • не уверены в себе;
  • имеют трусливый характер.

Агрессивная жестокость проявляется в группе. Один ребёнок не будет поступать так же.

Кого чаще травят в школе?

На формирование стереотипов поведения «жертвы» влияют такие факторы, как длительная травмирующая ситуация, домашнее и сексуальное насилие, воспитание, направленное на подавление личности, хронические заболевания.

Ребенок с выработанным стереотипным поведением «жертвы» принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, в том числе создает своим поведением условия, способствующие «растормаживанию» агрессора.

Жертвами буллинга обычно становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети. Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы, не уверены в себе, несчастны, склонны к депрессии и суицидальным мыслям, одиноки, плохо находят общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми.

Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников и чувствительнее других мальчиков, с пониженной самооценкой и страдающим самоуважением. Такие дети ранимы и не могут за себя постоять.

Детям, которые не посещали детские сады, находились на индивидуальном обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школе

Чаще всего эти особенности характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников. Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия.

Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым. Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост, другие особенности внешности также могут быть поводом для травли в школе.

Детям, которые не посещали детские сады, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школьной среде. Увлеченность каким-либо предметом, занятием иногда раздражает сверстников. Высокие или низкие интеллектуальные способности могут вызвать негативное отношение одноклассников.

Последствия детской травли

Участие в буллинге принимают три стороны: агрессор, жертва и свидетели. И для каждой из них наступают последствия. Буллер получает развитие деструктивных черт личности, отсутствие возможности построения в будущем близких, доверительных отношений.

Свидетели приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы.

Самая тяжелая по степени тяжести психологическая травма наносится жертве. Многие люди, будучи зрелыми, со слезами и страхом вспоминают обиды и унижения, перенесенные в детстве. Школьный буллинг по тяжести последствий для психики сравним с семейным насилием. Таким образом, последствия травли носят пролонгированное действие.

Крайняя степень реакции на буллинг — это попытки суицида, характерные для наиболее восприимчивых детей. Ребенок не видит другого выхода из травмирующей его ситуации, полагая, что смерть — это единственный путь избавления от страданий.

Физические последствия травли выражаются в частых головных болях, расстройстве пищеварения, проблемах со сном, мышечной напряженности.

Для всех жертв буллеров характерны низкая самооценка в течение всей жизни, предрасположенность к депрессиям. Ребенок вырастает тревожной, невротической личностью и помочь в минимизации последствий школьной травли может только квалифицированная помощь психолога.

Последствия

Как бороться с буллингом в школе или на работе

Буллинг можно считать проблемой номер один в любом обществе. Ведь это, ни много ни мало, основа криминального мировоззрения, причём в самой своей изощрённой форме – в форме «беспредела». Дедовщина, разлагающая российскую армию и приводящая к самоубийствам и прочим страданиям и несчастьям, зарождается в самые ранние годы – в семье, детском саду, школе. Жесточайшая коррупция, чиновничий произвол, разгул бандитизма в стране, всевластие криминала – и это является разновидностью буллинга и берёт начало в детском возрасте. Поэтому бороться с этим явлением нужно как можно раньше.

Что можно сделать? Если обнаруживается, что к ученику испытывают неприязнь одноклассники и выражают это в активной форме (от насмешек до физического насилия), то в первую очередь нужно отнестись серьёзно к его проблеме, а не твердить, что он «принимает всё слишком близко к сердцу». Ребёнку срочно нужна поддержка – родителей, учителя, других взрослых.

При этом заступиться за ребёнка мало, ведь имевшая место травля развивает у него чувство неполноценности. Важно научить ребёнка защищать себя. К примеру, можно научить его драться, записать его в какую-нибудь спортивную секцию, но и это ещё не всё. Он должен быть сильным в психологическом смысле: надо убедить его, чтобы он при попытках травли жаловался учителю, а если тот не реагирует должным образом – то сразу директору. Следует повышать самооценку ученика, хвалить его за проявленную смелость.

Если ужиться в данном классе в принципе невозможно, то ребёнка необходимо перевести в другой класс, а возможно, что и в другую школу.

Если ребёнок испытал серьёзные издевательства в школе, то, разговаривая с ним, не следует возвращаться к подробностям этого происшествия много раз: очередное переживание унижений ничего хорошего для психики ребёнка не представляет.

Однако поддержать ребёнка и научить его быть смелее – это лишь одна сторона вопроса. Не менее важно поработать и с теми, кто устраивает травлю своим товарищам по классу. В класс следует приглашать психологов, сотрудников полиции, необходимо вести с детьми беседу. Следует помнить, что главная причина, по которой подростки устраивают травлю в отношении своих товарищей – это отсталость самих подростков: умственная, психологическая, образовательная, воспитательная. И эту отсталость следует преодолевать, если она вообще поддаётся корректировке.

Травлю, как правило, организуют либо дети из неблагополучных семей – когда родители являются алкоголиками, наркоманами или психически больными; либо дети материально обеспеченных и даже богатых родителей-уголовников (не обязательно сидевших в тюрьме, но живущих «по понятиям», уважающих «блатной» мир и тесно соприкасающихся с ним), чиновников; либо же родители являются «сферическими потребителями», инфантильными и недалёкими «большими подростками» — иногда буквально, в случае раннего брака и ранней беременности. Следует сообщить ученикам правильные жизненные ценности, показать им, почему так вести себя нехорошо.

Многие из этих рекомендаций верны и в случае буллинга на работе. Но здесь есть и ещё одно соображение. Разногласия сотрудников на рабочем месте плохо сказываются на функционировании всей организации. И если работник испытывает травлю со стороны коллег, то он должен незамедлительно обращаться к начальнику и заявлять ему, что его сотрудники портят трудовую дисциплину. Уважающий себя и свою организацию начальник примет все меры, чтобы пресечь травлю и не потерять ценного работника (если работник действительно ценный), вплоть до увольнения зачинщиков. Если же начальство халатно относится к проявлениям травли, то лучшей мерой будет увольнение из этой конторы, поскольку она явно «шарашкина», то есть не является серьёзной организацией – она не приносит пользы ни обществу, ни работающим в ней людям.

Как остановить буллинг в семье

Проявления травли в семье – один из самых жестоких типов буллинга. В самом деле, маленький ребёнок воспринимает окружающий мир некритично и считает поведение родителей и других домочадцев эталоном. Травля в семье для многих звучит дико и неправдоподобно, но такое время от времени происходит. И остановить это явление чаще всего могут лишь посторонние – учителя, сотрудники органов опеки, неравнодушные соседи и знакомые.

Со стороны государственных органов действенным средством может быть угроза лишения родительских прав: недобросовестные родители чаще всего боятся этой перспективы, ибо она чревата потерей полагающихся материальных выплат. Учитель может рассказать ученикам о травле, объяснить, почему это плохо и как необходимо поступать, если в семье тебя обижают.

Что делать, если ребенок стал жертвой травли в школе?

Жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Агрессию нужно останавливать независимо от того, на кого она направлена. Проблема ухудшается тем, что о ней почти все знают, но не реагируют, воспринимают как особенность развития детей. Это даёт возможность детям и подросткам продолжать такую модель поведения, принимая за норму.

Так буллинг отражает состояние нашего общества, передаётся через поколение. Если не удаётся глобально бороться с этой проблемой, то получится откорректировать её в каждом частном случае. Как же бороться с буллингом в школе?

Советы учителям

Проще справиться с агрессивным поведением детей в начальных классах. У подростков моральные принципы уже сформировались, повлиять на них трудно. Взрослые с их авторитетом отходят на второй план. Большое значение играет лидер в группе.

Если элемент агрессии по отношению к ученику проявляется на уроке, учителю следует остановить занятие, начать беседу о недопустимости такого поведения. Нельзя игнорировать буллинг и вести урок дальше — дети будут воспринимать это, как знак одобрения. Школа должна не только учить, но и воспитывать, тем более, если нужно немедленно прекратить агрессию.

Обязательно нужно привлекать авторитетных педагогов или взрослых для разговоров с детьми. Ученики должны внутренне уважать этого человека, тогда прислушаются к его словам. В ходе беседы следует всё называть своими словами. Подростки уважают прямоту. Упор стоит делать на то, что травля, гнобление человека – это проблема класса, а не этого ученика. Насилие заполняет души агрессоров. С ним они пойдут по жизни и всё привыкнут решать только таким образом.

Можно вместе искать выход из сложившейся ситуации. Детям легче общаться в совместной деятельности. Хорошо выезжать школьным коллективом на совместный отдых, экскурсии. В классах, где лидером является учитель, не бывает агрессивного поведения.

Нелишним будет позвать психолога. Он проведёт с классом специальные психологические игры, которые помогут ученикам почувствовать себя в разных ролях. Это поможет осознать глубину проблемы, так как не всегда дети понимают, какую эмоциональную травму они наносят своим одноклассникам.

Cоветы родителям

Часто дети не рассказывают об агрессии со стороны одноклассников или старших учеников. Если ваш ребёнок пришёл с жалобой, отнеситесь с пониманием, не ругайтесь — второй раз он может не обратиться.

Родители тоже могут чувствовать себя виноватыми, испытывать страх, бессилие, поэтому вместо сочувствия начинают обвинять, говорить: «Сам виноват!», «Почему не дал сдачи?». Важно помнить, что жертвой буллинга может стать каждый человек, ребёнок в этом не виноват.

Родители вселяют уверенность в ребёнка, могут научить его действиям по преодолению буллинга. Для установления доверительных отношений можно включать в диалог такие фразы:

  • «Хорошо, что ты рассказал мне об этом» — доказывает, что его проблемы вас волнуют;
  • «Сожалею, что с тобой это случилось» — вы его любите, разделяете чувства;
  • «Я тебе верю» — даёт понять, что вместе можно справиться;
  • «В этом ты не виноват» — многие ребята оказывались в таких ситуациях;
  • «Я тебя люблю и сделаю так, чтобы тебе ничего не угрожало» — он под защитой, есть надежда на справедливость.

 

Общение с детьми, прямой разговор без скандалов и обвинений позволит и в дальнейшем ребенку без опасения делиться с вами своими проблемами.

Полезно будет повышать самооценку ребёнка, научить его ходить с расправленными плечами, говорить громким голосом, рассказать о неагрессивных мерах решения конфликта, найти друзей, записать в спортивную секцию. Можно приглашать одноклассников в гости, наладить общение с родителями, совместно посещать внешкольные мероприятия. Если не получается выявить причину агрессии, можно поговорить с учителем, пообщаться с психологом.

Советы ребенку-жертве

Ребёнок из-за возраста не может противостоять буллингу. Это должны делать взрослые. Но поведение тоже надо поменять, чтобы не притягивать к себе агрессивное поведение:

  • Укреплять самооценку. Это должно выражаться даже внешне в походке, осанке, взгляде. Полезно тренироваться перед зеркалом. Агрессоры часто выбирают неуверенных в себе людей.
  • Игнорировать обидчика. Для буллеров важно получить внимание. Если они не получают такой реакции, то переключаются на другого человека. Это не трусость. Ответная агрессия только запустит цепную реакцию оскорблений. Лучше попробовать игнорировать несколько дней или неделю и посмотреть на результат.
  • Хорошо найти поддержку. Преимущество будет в численности. Нужно чаще находиться с друзьями на переменах, после уроков. Если распускают сплетни, то друзья не поверят им. В присутствии товарищей задирать вряд ли посмеют.
  • Полезно постоянно расширять круг общения, знакомиться с новыми людьми. Нужно искать друзей по интересам, ходить в спортивные секции.
  • Важно рассказывать о проблемах взрослым. Это может быть друг, родители, родственник, которому доверяешь, психологу. Так легче справиться с отчаянием. Не нужно бояться психологов. Это специалисты, которые научат правильно контролировать свои чувства. Это только кажется, что легко можно самостоятельно справиться с собственными мыслями, страхами. Это сложный процесс, который даёт осложнения в виде настоящих болезней внутренних органов.
  • Нужно учиться постоять за себя. Дома можно подготовить несколько вариантов ответов в случае нападения буллеров. Агрессоры выбирают жертвами тех людей, которые не в состоянии ответить на обиду. Нужно тренироваться изменяться внешне и быть внутренне готовым к отпору. Получится не с первого раза, но результат будет.

Профилактические методы

Любое явление лучше предотвратить, чем ликвидировать его последствия, и буллинг — не исключение.

Основными методами профилактики случаев травли в школе являются:

  1. Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения. Умение решать конфликты, толерантное отношение ко всем ребятам.
  2. Нацеленность на семью, как источник воспитания ребенка. Изучение поведения родителей, социальной и психологической обстановки в семье. Коррекция внутрисемейных отношений.
  3. Формирование стрессоустойчивости личности ребенка личным примером, через внеклассные занятия с приведением примеров героизма, жизнестойкости в жизни и искусстве.
  4. Обучение навыкам конструктивного общения, уважения к личности другого человека.
  5. Осуждение и пресечение любого асоциального поведения детей.

Стоит чутко реагировать на проявления вражды между отдельными детьми, случаи проявления неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении на проявления буллинга необходимо провести разговор как с обидчиком, так и с жертвой.

Как избежать травли в Интернете

В Сети мы практически беззащитны. Обидчики могут присылать угрозы и оскорбления, распространять нелепые слухи, выкладывать компрометирующие фотографии или видео (именно так поступили одноклассники Али Лохан, младшей сестры Линдси Лохан). Травля в Интернете – сегодня это один из самых опасных видов преследования. Который травмирует душу подростка ничуть не меньше, чем реальный буллинг в школьных стенах.

Естественно, что самый эффективный и быстрый выход из этой ситуации — удаление своих аккаунтов из соцсетей.

«Если ты не хочешь совсем уходить в подполье, тебе потребуется тщательно изучить настройки ограниченного доступа в соцсетях. Ничего странного и параноидального тут нет — знаменитости и общественные деятели, например, часто используют ограничение доступа на свои странички. У известных людей есть поклонники, но есть и враги. Так что и на них грязь льется потоками — они твои товарищи по несчастью».

Что делать ребенку, если ему грозит опасность стать жертвой

Не ждать, пока физическая угроза станет реальностью!

Если на нападут в прямом, физическом смысле слова, ни в коем случае не пытайся «разобраться» своими силами! Немедленно сообщать об этом учителю. Если ребенок не добился реакции на месте, идти к классному руководителю или к директору срзу же.

Школьные драки часто перерастают в преступление против жизни и здоровья», с этим надо разбираться сразу же!

Ошибки, которые совершают взрослые

Ошибка первая. Ждать, что само пройдет. Не пройдет! Моральные ориентиры и правила, заданные взрослыми, многие дети игнорируют. Если перед вами жертва или агрессор, продолжать смотреть издалека, что они вырастут и через пару лет все пройдет — путь провальный. За время, пока дети вырастут, они неизбежно получат психологические травмы и образцы поведения, которые потащат за собой во взрослую жизнь.

Ошибка вторая. Подмена понятий. Часто травлю путают с непопулярностью в классе. И страшно то, что происходит это сознательно. Конечно, любить кого-то никто не обязан, но вот травить — нельзя! А буллинг — это всегда насилие. Популярность многим детям не нужна, они закрыты, им это неинтересно, но они хотят жить в спокойной атмосфере, где с ними здороваются, разговаривают, где их принимают.

Ошибка третья. Индивидуальная работа с психологом одного из участников буллинга. Преодолеть травлю путем индивидуальной работы вряд ли получится. Ведь травля — это застревание всего коллектива в деструктивной групповой динамике. Работать надо со всем коллективом в целом — все дети в классе должны пройти групповую коррекцию у психолога.

Ошибка четвертая. Наказание агрессора. Родители жертв часто практикуют такую позицию: «Сейчас мы ему зададим и он больше не посмеет трогать нашего ребенка!». Да, это запугивание может сработать, и в отношении конкретного ребенка буллер больше не будет проявлять агрессию. Но, во-первых, это может и не помочь, а во-вторых, даже если того ребенка агрессор трогать больше не будет, он тут же выберет себе другую жертву.

Если родители жертвы решили встретиться с агрессивным подростком и применить силу по отношению к нему, то это станет лишь дополнительным подтверждением для самого агрессора: все можно решить с помощью силы.

Ошибка пятая. Хвалить жертву. Многие учителя показательно хвалят ребенка-жертву перед всем классом, думая, что так школьника перестанут травить. Но ничуть не бывало — все достоинства жертвы в глазах группы, которая захвачена азартом травли, будут мгновенно превращаться в недостатки. Выиграл олимпиаду — ботаник! Помог кому-то — подлиза! Хвалить кого-то хорошо, когда в коллективе искоренен буллинг.

Ошибка шестая. Давить на жалость. «Давайте пожалеем его — ему плохо, он плачет, давайте посочувствуем ему», — пытаться вызвать у агрессоров сочувствие по отношению к жертве бесполезно. Такое поведение, напротив, укрепит агрессора в позиции сильного — кого хочет казнит, кого хочет милует. А жертву жалость взрослых и коллектива обижает, унижает и, увы, только подкрепляет ее беспомощность. Результат — низкая самооценка.

Ошибка седьмая. Принимать правила игры. Обычно такое поведение одобряют родители: «С волками жить — по-волчьи выть», «Дай ему в ответ, чтобы не повадно было». Или наоборот: «Давай-ка разберемся, почему других не обижают, а тебя обижают — что ты делаешь не так?». Или такой пример: «Не обращай внимания и все пройдет!».

Во всех трех вариантах фактически заложен призыв: «Мир так устроен. Ничего не изменить. Я тебе ничем не помогу. Ты можешь быть либо жертвой, либо агрессором. Не показывай чувства, которые у тебя внутри». Такое поведение лишит ребенка чувства защищенности на всю жизнь. Он станет понимать, что опереться ему не на кого, а сам он справиться не сможет.

Ошибка восьмая. Убрать из коллектива жертву или агрессора. Либо дети выберут другую жертву, либо тут же появится новый агрессор — так происходит, потому что коллектив уже болен. А между тем, страдает жертва, которая получила множество психологических травм, страдают свидетели, которые стояли в стороне, испытавшие бессилие и стыд за бездействие, страдают и сами агрессоры — потому что получили опыт шакалов в стае, опыт безнаказанности, иллюзию силы и правоты.

Опыт агрессора приводит человека к огрублению чувств, к обрезанию возможности для тонких и близких отношений, а в конечном итоге и к деструктивным, асоциальным чертам личности.

Источники
  • https://active-mama.com/bulling.html
  • https://srazu.pro/socializacia/bulling-v-psixologii.html
  • http://AlfaMan.org/psihologiya/255-chto-takoe-bulling.html
  • https://rosuchebnik.ru/material/chto-delat-roditelyam-rebenku-i-uchitelyam-v-situatsii-bullinga/
  • https://www.nur.kz/family/self-realization/1906538-bulling-chto-eto-i-kak-ego-preodolet/
  • https://www.psychologies.ru/standpoint/bulling-vyiyti-iz-roli-jertvyi/
  • https://PsyLogik.ru/49-chto-takoe-bulling.html
  • http://territoriao.info/bulling-ili-agressiya-v-internete-kak-zashhitit-rebenka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: